Большая разборка

4 октября 2003 в 00:00, просмотров: 462

Ну, полетели головы с плеч! Да не простые, а самые что ни на есть знаменитые! Буквально пару дней назад в Германии, в Трептов-парке, сдернули голову знаменитого Воина-освободителя. Теперь аналогичная “хирургическая операция” началась в Москве: рабочие приступили к разборке монумента “Рабочий и колхозница”. Но оплакивать известные скульптуры не нужно: их демонтируют для того, чтобы отреставрировать.

Первыми — женщины и дети! Известному правилу не стали изменять и руководители операции по демонтажу памятника. Для начала было дано распоряжение обезглавить именно Работницу. Фрагмент скульптурной группы подцепили тросом (для подобной операции в макушке “серпастой труженицы” предусмотрительно устроен люк, под которым скрывается крепежное устройство), и огромный кран аккуратно перенес голову вниз, на рабочую площадку у постамента. Вскоре рядом с барышней оказалась и верхушка ее неразлучного кавалера.

— Следующим фрагментом, который демонтируем, будет правая рука Рабочего, — поясняет один из авторов проекта реставрации памятника — скульптор Вадим Церковников. — А уже после этого возьмемся за самое сложное — снимем поднятые вверх руки с серпом и молотом.

Рука, которой предстоит отделиться от тела, весит 620 килограммов и простирается на 7 метров. На руке красуется стропа красного цвета, отчего сам Рабочий напоминает дружинника с характерной повязкой на руке.

Стропальщики фотографируются на той самой руке, которую вот-вот будут ампутировать, другие забираются по стремянке, что упирается в самое интимное место скульптуры, и исчезают внутри.

“Мне хотелось передать в этой группе тот бодрый и мощный порыв, который характеризует нашу страну. Группу хотелось дать легкую, стремительную, полную воли и движения, сметающую все препятствия на своем пути”, — так писала о монументе “Рабочий и колхозница” его автор Вера Мухина.

Сама идея этой скульптурной композиции принадлежит архитектору Б.Иофану, которому было поручено спроектировать павильон СССР для Всемирной парижской выставки 1937 года. По замыслу зодчего 34-метровое здание-пьедестал должна была венчать скульптура, “символизирующая союз серпа и молота”. Из предложенных на конкурс четырех работ комиссия выбрала ту, что сделала Мухина. Как вспоминал художник П.Корин, в первоначальном варианте “Рабочего и колхозницы” Вера Игнатьевна, оказывается, хотела показать их “героическую наготу”. Однако руководящие инстанции сочли, что подобный стриптиз для советского павильона неуместен. Мухиной было велено одеть гигантские фигуры.

Много споров возникло при выборе материала, из которого можно было бы изготовить скульптурную группу 15-метровой высоты. Предлагались варианты подешевле — из гипса, из фанеры. Воспользоваться традиционными бронзой или гранитом? Дорого, а главное — чересчур “увесисто” (скульптуру ведь предстояло еще доставить во Францию). Известный конструктор Петр Львов высказал и вовсе удивительную идею: сделать “Рабочего и колхозницу” из листов нержавеющей стали. Его подняли было на смех: мол, получится не скульптура, а помесь утюга с самоваром! Но когда Львов на пробу сделал из нержавейки фрагмент знаменитого “Давида” Микеланджело, все сомнения отпали.

К декабрю 1936 года Вера Мухина и ее помощницы подготовили рабочую модель памятника. “Трудящаяся парочка”, отлитая из гипса, была всего метр высотой. На заводе при помощи специальной аппаратуры “Рабочего и колхозницу” тщательно обмерили (на поверхности модели взяли несколько тысяч точек), каждый результат увеличили ровно в 15 раз и по этим координатам изготовили деревянные формы-корыта. В них клали тонкие листы нержавейки и выколачивали молотками. Создатели “Рабочего и колхозницы” предусмотрительно позаботились о том, чтобы гигант-памятник высотой с пятиэтажный дом можно было разобрать на части — для транспортировки в столицу Франции. Куски этого огромного “конструктора” заняли 28 грузовых вагонов — целый товарный состав.

Скульптура произвела в Париже настоящий фурор. Но выставка закончилась, и стальные “триумфаторы” стали никому не нужны. При демонтаже павильона СССР фигуры развинтили на самые мелкие кусочки и отправили по железной дороге назад в Первопрестольную. Здесь символ союза серпа и молота почти два года валялся на заводском пустыре: все это время в верхах никак не могли окончательно определиться с дальнейшей судьбой скульптуры. Наконец, решено было поставить ее в Москве, но не там, где хотела Мухина (она мечтала, чтобы скульптура стояла над самым обрывом Ленинских гор), а возле входа на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку. Уже в начале монтажа ждал сюрприз: исполинский “конструктор” недосчитывался многих своих деталей. То ли их в Париже оставили, то ли где-то в пути посеяли... Пришлось Мухиной вновь браться за дело.

...В мастерской скульптора В.Церковникова на отдельной подставке стоит гипсовая модель “Рабочего и колхозницы” — та самая, с которой делали памятник зимой 1936/37 года. Если подойти поближе, на белой поверхности гипса становятся заметны многочисленные точки, помеченные номерами — 80, 94, 109, 711...

— Найти эту авторскую модель было непросто, — рассказывает Вадим Михайлович. — Мы ее отреставрировали, замерили координаты более 2000 точек на поверхности. Потом сравнили полученные значения с координатами соответствующих точек на оболочке самого памятника. Выяснилось, что разница в некоторых местах достигает почти одного метра! Это следы тех восстановительных работ, которые проводили, устанавливая “Рабочего и колхозницу” возле ВСХВ. Тогда эта конструкция никак не хотела собираться. При монтаже поднятой руки рабочего, например, каркас выскочил за пределы стальной оболочки. Пришлось его переделывать... Под руководством Мухиной заново изготовили также и некоторые стальные листы-“чешуйки”... При нынешней реставрации все эти авторские переделки будут сохранены, так что внешний вид скульптуры останется в своем московском, а не парижском варианте. Зато общую композицию монумента хотим максимально приблизить к первоначальной. Для этого нужно поставить “Рабочего и колхозницу” на пьедестал высотой почти 35 метров взамен нынешних 10.

В 1939 году считалось, что площадь у ВСХВ — лишь временное место прописки двух стальных исполинов. Сама Вера Игнатьевна пыталась решить эту проблему. Есть сведения, что в конце 1940-х, когда проектировалось новое здание МГУ, верхушку которого предполагали увенчать огромной статуей, Мухина якобы обратилась к Берии с предложением водрузить на университетской высотке “Рабочего и колхозницу”. Всемогущий Лаврентий Павлович ответил отказом.

Уже в наше время возникла новая идея “великого переселения”: поставить серпасто-молоткастую пару в центре столицы — на стрелке Водоотводного канала. Однако мухинская скульптура не смогла конкурировать с циклопическим Петром, затеянным Зурабом Церетели... Впрочем, этот облом ничуть не облегчил попытку неких предприимчивых граждан США заполучить культовую советскую статую в свое распоряжение. Хоть и сулили господа почти полмиллиона долларов, памятник им не отдали — он остался ветшать на своем “постоянно-временном” месте.

Теперь в биографии “Рабочего и колхозницы” грядут радикальные перемены. Починят, подлатают... Но для этого 15-метровая махина должна сначала исчезнуть на некоторое время со своего места.

...Опущенные вниз фрагменты памятника вблизи поражают своей огромностью. Кран аккуратно надевает отрезанную верхушку монумента на специально подготовленный каркас — чтобы не повредить наружные листы нержавейки (кто бы мог подумать — у этих мухинских исполинов толщина стальной “кожи” — как у кузова какого-нибудь “Жигуленка”: всего 0,5 мм!). Стальную “расчлененку” сразу же окружают эксперты из рабочей группы, образованной специальным приказом Минкульта. Лишь после того, как они уточнят фактическое состояние этой металлической конструкции и составят на нее дефектную ведомость, фрагмент памятника можно грузить на автоплатформу и везти на территорию ЦНИИ стальных конструкций Госстроя РФ. Именно этот институт станет на ближайшие два года домом для “Рабочего и колхозницы”. Реставрацию предполагают завершить в 2005-м.




    Партнеры