Не тронь “Промбронь”!

Ровно 81 год назад, 8 октября 1922 г., в Москве из заводского цеха выехал новенький “мотор”. Это был первый автомобиль, целиком — до последнего винтика — изготовленный в советской России. А название-то ему какое дали — “Промбронь”!

Родословную свою эта машина вела из Прибалтики. В довоенно-дореволюционные годы в Риге на Русско-Балтийском вагонном заводе был налажен серийный выпуск автомобилей. В разгар Первой мировой под угрозой немецкой оккупации все заводские цеха эвакуировали в глубь страны. Автопроизводство перекочевало на западную окраину Москвы, в Фили, где спешно сооружались цеха нового завода. Довести дело до конца помешала революция. Лишь в 1921 г. филевский завод был достроен. Ему присвоили обозначение “Первый бронетанково-автомобильный завод” и включили в промышленное объединение “Промбронь”.

— Начиная собственное производство, заводчане в качестве образца выбрали последнюю модель “Руссо-Балта” серии С24-40, — объясняет историк отечественного автомобилестроения Лев Шугуров. — Правда, в чертежи, вывезенные с РБВЗ, были внесены некоторые изменения. Этот легковой автомобиль весил почти 2 тонны, был снабжен двигателем в 40 лошадиных сил, развивал скорость до 75 км/час...

Прямо из цеха первая машина “Промбронь” отправилась на Красную площадь, где происходил смотр авто- и бронетехники. Новинку осмотрели Ворошилов и Калинин. Было объявлено, что легковушка передается в личное пользование Председателю ВЦИК. Михаил Иванович произнес прочувствованную речь, заявив, что “выпуск первого автомобиля пробивает первую брешь в нашей технически слабой стране”.

— Долгие годы эта машина стояла в гараже “всесоюзного старосты”, — рассказывает Шугуров. — Именно на “Промброни” в 20—30-е годы Калинин предпочитал выезжать из Москвы, отправляясь в свой очередной отпуск на родину в Тверскую губернию. После смерти Михаила Ивановича в 1946 году машина была списана и отправлена в металлолом...

По словам Льва Михайловича, второй из собранных в Филях “советских “Руссо-Балтов” передали Ленину (однако тот так и не успел попользоваться подарком заводчан). А машину под №3 подарили Троцкому. Лев Давыдович, впрочем, не стал демонстрировать показной патриотизм и продолжал разъезжать в комфортабельном “Роллс-Ройсе” из царского гаража.

— Всего завод в Филях успел выпустить 5 машин. В 1923 г. это предприятие было передано в концессию немецкой фирме “Юнкерс”, которая развернула там авиационное производство. Сейчас прежний 1-й БТАЗ знаком нам как завод имени Хруничева... А сборку машин “Промбронь” передали на Второй бронетанково-автомобильный завод, располагавшийся у Преображенской заставы. Там в период до 1926 г. было изготовлено еще 22 таких автомобиля. К сожалению, ни один из этих раритетов до наших дней не сохранился.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру