“Макбет” на семейном подряде

10 октября 2003 в 00:00, просмотров: 128

Большой театр представил на Новой сцене первую премьеру сезона — оперу “Макбет” Верди. Спектакль взят в аренду у Театро Маджо Музикале (Флоренция) и Театро Массимо (Палермо). Однако постановочная группа — практически сплошь наша. Режиссер Эймунтас Някрошюс, хоть и литовец, но вырос на почве русской театральной школы в лице ГИТИСа. Сценограф — его сын, Мариус Някрошюс, а художник по костюмам — жена, Надежда Гультяева. Вот такое семейное творчество.

Для Някрошюса — это уже вторая за последнее время постановка в Москве. Буквально недавно москвичи могли видеть его “Вишневый сад”. Ну а те, кто видел “Макбет” во Флоренции, не очень верили в его успех на московской сцене. И, пожалуй, напрасно: премьерный дебют сезона в Большом не станет открытием, но вполне сможет занять достойное место в репертуаре.

“Макбет” — одна из ранних опер Верди (1847). Мифологизированный сюжет Шекспира о кровавом диктаторе-мракобесе, который под влиянием одержимой жены восходит по горе трупов к вершинам власти, не раз подвергался модерновой трактовке. Някрошюс мудро избежал прямолинейного злободневного прочтения, и в его Макбете не найдешь черт Сталина или Гитлера. Вместе с Гультяевой и Някрошюсом-мл. он создал постмодернистскую виртуально-фантастическую реальность, заполнив ее загадочными символами и атрибутами. Жрецы машут большими кольями с гибкими листами на верхушках, изображающими инфернальные силы. Ведьмы закидывают чету Макбет вырванными с корнем женскими косами. Убийство короля Дункана решено в любимом Някрошюсом жанре перформанса: на сцене рама, затянутая черной тканью. Макбет взрезает ее ножом, и из прорези вытягивает красную ткань. Так сказать, выпустил королю кишки, но весьма элегантно. В целом постановка выглядит по-европейски неброско и корректно.

Някрошюс сам признался, что в своем первом опыте в качестве оперного режиссера он с удовольствием прислушивался к советам профессионалов. В первую очередь певцов. Так и сказал: “Не столько я их учил, сколько они меня учили”.

Елена Зеленская в партии леди Макбет убедительно подтвердила свой статус примадонны. Хорош был и Владимир Редькин в заглавной партии, хотя его иногда заглушал оркестр под управлением маэстро Марчелло Панни. Публике понравились экспрессивный Максим Пастер в партии Макдуфа и Вадим Лынковский (Банко).

Желая как-то оживить оперную статику хора, Някрошюс, не сталкивавшийся в драматическом театре ни с чем подобным, несколько растерялся. И придумал для хора примитивные движения в духе детского “Танца маленьких утят”. Но поскольку чаще всего женский хор изображал ведьм, то и это оказалось удобоваримым.

Если спектакль утвердится на сцене ГАБТа (то есть если на него будет ходить публика), то его выкупят у итальянцев. А пока запланировано 17 представлений в сезоне.




Партнеры