Узбеки махнули крылом

Особенность национального бизнеса на постсоветском пространстве заключается в том, что теперешние производители не стремятся кого-либо догнать или перегнать. Для этого нужна слишком хорошая и современная техника. Это сложно и хлопотно, потому что думать надо. Гораздо проще под шумок впарить партнеру то, что осталось от прежнего богатства.

Нечто похожее происходит и с нашими обещаниями заплатить чехам по долгам самолетами. В прошлом году между Россией и Чехией было подписано межгосударственное соглашение о погашении к 2005 году нашего государственного долга. Часть суммы Россия обязалась выплатить не деньгами, а имуществом. В частности, чехи согласились принять от России новейший грузовой самолет “Ан-70” украинской разработки. Однако за границей в последнее время все чаще высказываются сомнения в том, что Россия сумеет в срок предоставить готовую к эксплуатации технику. Время идет, а самолета все нет. Слишком “сырой” оказалась новая машина. В опытном образце выявлено более 400 недостатков. А два “Ана” даже разбились: один при испытаниях в Киеве, другой — в Сибири. Логика проста: раз испытания заходят в тупик, то и до серийного производства далеко (по некоторым оценкам — 5—7 лет), а значит, расплатиться по долгам в срок Россия не сможет. Пора бить тревогу.

В нашей стране, разумеется, эта ситуация не осталась без внимания. В околоправительственных кругах обнаружили, что кроме невезучего “Ан-70” существует более надежный “Ил-76МФ”. Тоже во многом новый самолет. Это современная модификация широко известного в Российской армии “Ил-76МД”. У новой модели более мощные и современные моторы и длиннее на 6 метров, чем у предшественников, фюзеляж, а значит, грузов самолет может поднять ничуть не меньше новых “Анов”. Кроме того, его двигатели позволяют беспрепятственно летать в Европу и шумят значительно меньше остальных наших самолетов. Казалось бы, чего проще: достаточно поменять в межправительственном договоре марки самолетов — и никаких проблем. Сразу после того, как в сентябре российские летчики с успехом продемонстрировали самолет своим чешским коллегам, там заговорили, что русские умышленно полтора года водили чехов за нос, пряча от них по-настоящему достойный летательный аппарат.

Однако на самом деле все гораздо сложнее. Вполне готовый к серийному производству самолет “завис в воздухе”: его никак не могут поделить отечественные военные и узбекские производители. В случае с “Аном” все понятно: хоть и по заказу российских военных, но создавался самолет все-таки в самостийной Украине. А здесь? При чем тут узбеки? Самолет ведь чисто российский.

Коллизия тем не менее проста. Пока в России и Чехии решали, как быть с советскими долгами, наша страна вела межгосударственные переговоры с Узбекистаном о дальнейшем сотрудничестве в области авиации. Как известно, в Ташкенте существует завод, который многие годы производил самолеты, разработанные в конструкторском бюро Ильюшина. В частности, это предприятие должно начать серийное производство усовершенствованного “Ила”.

На уровне предприятий соглашение давно достигнуто. Однако на уровне правительств двух стран решение все время откладывается. Очередной раз эта проблема исчезла из повестки заседания полторы недели назад. Уже позже глава правительства Республики Узбекистан сознался, что для столь высоких переговоров это слишком мелкая проблема.

И тем не менее без межправительственного решения испытаний не завершишь. Чтобы самолет получил государственный сертификат, нашим военным осталось совершить всего восемь полетов. Однако узбекский завод — формальный собственник самолета — сам летать не может и другим не дает. Стало очевидно, что новый “Ил” попал на обычный восточный базар. На одной чаше весов оказалась репутация России как заемщика, на другой — желание Узбекистана самостоятельно торговать современной техникой. Они надеются, что чем ближе час нашей расплаты с чехами, тем позиции их производителей сильнее. Хотя они и так получат около 80% цены самолета. России достанется только 5%.

Как стало известно “МК”, российская сторона в ответ начала активно изучать возможность запуска производства этого самолета на другом заводе, на этот раз уже у себя дома, в Воронеже. Возможно, хотя бы к 2005 году нам удастся построить и пристроить другой самолет. С развалом соцлагеря наша страна потеряла авиарынок в Европе, так что вернуться на исходные позиции было бы выгодно и перспективно. За чехами могут последовать поляки, а там, глядишь, и немцы захотят полетать на наших самолетах.

Однако не исключено, что эта история может закончиться весьма печально: оба самолета окажутся неготовыми для продажи, и Россия вынуждена будет расплачиваться чем-то еще. Возможно, к тому времени у нас в загашнике найдется нечто высокотехнологичное. Но скорее всего все закончится банально: чехов зальют нефтью или газом, которые они будут реализовывать вместо нашего хай-тека.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру