Генацвале, уступи — и мы в финале!

Этот заголовок — конечно же, шутка. Не только потому, что далеко не все зависит от исхода сегодняшнего матча Россия—Грузия (для нашего прямого выхода в финал чемпионата Европы-2004 нужно еще, чтобы швейцарцы не выиграли дома у ирландцев). Но и потому, что грузинские болельщики разве что в кошмарных снах могут увидеть, как их любимые футболисты соглашаются уступить российским просто так. Или даже за определенную сумму...

Об этом, собственно, и говорят в интервью “МК” три футболиста сборной Грузии. Один из которых, Каладзе, правда, не сможет принять участия в матче на “Локомотиве”: травма. Зато два других, вратарь Ломая и форвард Ашветия, обещают сделать все, чтобы — соответственно — не пропустить и забить.

А мы, в свою очередь, будем надеяться на то, что у них это не получится. А еще — на ирландцев. Им ведь и самим нужно побеждать...

Михаил АШВЕТИЯ: “Если б не матч с Россией — с удовольствием поиграл бы в гольф”

“Ну вот, вы только Мишей и интересуетесь...” — слегка приревновали в грузинской сборной. Но сразу позвали Ашветия, который в этот момент как раз пересекал светлый холл нахабинского “Ле Меридиан Москоу Кантри Клаб” (сборная гостей предусмотрительно поселилась в тихом месте, на свежем воздухе). Я-то поначалу форварда не признала - скромный такой, в серенькой шапочке, натянутой до бровей. Похоже, озяб на тренировке: “Ничего страшного, подумаешь, дождик! — а сам пытается согреться. — Главное, чтоб не ураган, а так мы при любой погоде играть готовы...”

Между тем из ресторана под стеклянным куполом отеля доносились такие ароматы — даже сытый не устоял бы! Как выяснилось, главный тренер сборной Грузии и президент национальной федерации футбола Мераб Жордания заказывал все лично: куриный суп, говяжий стейк, жареную картошку, спагетти, салат оливье... И еще — сыр. Исключительно несоленый. Плюс овощное ассорти — с помидорами без кожицы.

— Миша, — спрашиваю Ашветия, — а почему помидоры-то без кожицы? Она что, вредная?

— Не знаю, просто так вкусней...

— Ты, наверное, сам хорошо готовишь?

— Очень редко. Мясо, конечно, можно иногда сделать. Но, в общем-то, я дома почти не ем. Кушать предпочитаю в ресторанах. Я даже когда женат был, мы с семьей всегда куда-нибудь выбирались.

— С детьми после развода видеться удается? (У Миши два сына: одному — 6 лет, другому — 3 года. — Е.Ш.)

— Всегда, когда бываю в Грузии.

— А сейчас у тебя девушка есть?

— Понятное дело. Но прежде чем новую семью создавать, я хочу основательно в Москве устроиться, квартиру купить.

— Нравится жить в Москве?

— Очень. Я только центр не люблю, шумный очень. А люди прекрасные, в “Локомотиве” коллектив просто отличный.

— Больше всех с кем дружишь?

— С Маратом Измайловым.

— А в предстоящем матче — в ком из российских игроков видишь главного соперника?

— Пожалуй, во вратаре. Будет здорово, если мне удастся забить гол Овчинникову...

— А есть у вас в команде клич какой-нибудь — для бодрости?

— “Джигари!” Это значит — соберись, выдай все, что можешь!

— И как — помогает?

— Моментально взбадривает.

— Почему вы решили поселиться именно в нахабинском гольф-клубе?

— Так ведь швейцарцы жили тут до нас. Вот руководство и подумало: хорошее, наверное, место. А ведь и правда — супер! Честно говоря, даже представить не мог, что тут такой оазис... Если бы не предстоял такой матч, с удовольствием бы утром в гольф поиграл.

— Кстати, о швейцарцах. Не боитесь, что вас постигнет та же участь?

— Совершенно не боюсь. Грузинская команда сейчас очень сильная. И потом — нам перед такой игрой никакой дополнительный настрой не нужен. Для нас этот матч — принципиальный. Все равно как в советское время “Динамо” тбилисское встречалось с московским “Спартаком”...

— Редкий грузин не интересуется футболом. Наверное, родители очень хотели, чтобы ты играл за тбилисское “Динамо”?

— В Тбилиси все в футбол идут. Это потом уже, если не получается, что-то другое пробуют. Но мои родители, наоборот, были против. Хотели, чтобы я учился.

— На кого?

— На юриста. Кстати, через два года я заканчиваю юридический факультет Кутаисского государственного университета.

— Наверное, много читаешь?

— Да, в основном детективы на сборах. Ну и видик смотрю, больше там все равно после тренировок заняться нечем.

— Нет бы к экзаменам готовиться, букву закона изучать...

— Да все душа как-то не лежит. Я вообще сборы не люблю. Такая тоска, так хочется домой.

— Скучаешь по родному Кутаиси?

— И по Кутаиси, и по Тбилиси. У меня там и дом, и квартира. Но сейчас в Грузию возвращаться тяжело. Когда приезжаю — а вырваться удается всего раза два-три в год, — для родных, конечно, это праздник. Собираемся все вместе — родители, сестры. И едем в село одно — Тхачири. Шашлычки, красное вино. Вроде весело, но когда приглядишься, как люди вокруг живут, — сразу грустно становится, надолго настроение портится.

— Наверное, только футболисты хорошо и живут?

— Так и есть. Ну и бонзы еще, которые у власти

— Помогаешь землякам?

— В основном родственникам. Всем ведь не поможешь.

— Одного не пойму, как вы, такой гостеприимный народ, допустили, чтобы грузинские болельщики так повели себя, когда сорвался матч Грузия—Россия. Даже камнями в наш автобус кидались. Это ведь подпортило имидж команды?

— Еще как подпортило. Неприятно было очень и стыдно. Но ведь мы, игроки, тут совершенно ни при чем. Все это больше похоже на политическую провокацию.

— А вы — я имею в виду футболисты — сами с болельщиками говорить не пробовали?

— Если честно, нет. Я сейчас вспоминаю, какой праздник был, когда мы у российской сборной выиграли. Все движение тогда в Тбилиси перекрыли. Всюду банкеты, вино... Не хотелось думать о плохом, о том, что едва не пришлось играть при пустых трибунах.

— Сколько народу приедет болеть за вас теперь?

— Человек двести, кажется.

— У тебя, наверное, уже появились личные болельщики в Москве — ну такие, чтобы ждали после каждого матча?

— Не заметил. Мы же сразу после игр в автобус — и уезжаем. Так что особо пообщаться не получается.

— А как ты будешь чувствовать себя на этот раз — при полных трибунах, которые будут болеть против тебя, причем на стадионе, который стал для тебя уже практически родным?

— Я же буду играть за свою команду, за свою страну. У меня будет только одна цель — побольше забить. А если что, у нас всегда найдется кому крикнуть: “Джигари!”

Георг ЛОМАЯ: “Мы должны победить, чтобы потом не говорили, что наша победа в Грузии была случайной...”

Наверное, он не очень вовремя перешел в “Спартак”: весь сезон красно-белые мучались из-за проблем с вратарем, а когда приехал из Тбилиси Ломая, как раз разыгрался поляк Войцех Ковалевски, который, по сути, так и не дал грузинскому киперу шанса проявить себя. Тем не менее в самой, пожалуй, важной игре этого сезона для российской сборной именно от него во многом будет зависеть все или почти что все: Георг, несмотря на отсутствие игровой практики, остается первым номером наших соперников.

— Я очень контактный человек, — с места в карьер начал голкипер, предугадав мой вопрос о делах в клубе, — со всеми сразу подружился, меня приняли как старого знакомого.

— А как складываются отношения с Ковалевским?

— Войцех — очень хороший вратарь и мой большой друг. Мы общаемся и за пределами поля. Вратарь вратаря не обидит — точно вам говорю...

— Не жалеете, что приходится сидеть в запасе: все-таки основной вратарь своей сборной, да и предложения от грандов европейского футбола, по слухам, получали?

— Да, мною интересовались английские клубы, в частности, на матчи сборной Грузии приезжали скауты “Арсенала”, отвезли кассеты Венгеру. Но я был лишь одним из кандидатов, между прочим, как и мой коллега из “Локомотива” Сергей Овчинников. И Венгер предпочел немца Леманна. Была заинтересованность со стороны киевского “Динамо”. Ездил на переговоры с Суркисом, но, как говорится, не срослось... Я уже продлил контракт со своим клубом — “Локомотивом” из Тбилиси, а тут пришло предложение из Москвы. Так и стал спартаковцем. Что же касается места в составе, это зависит не только от тренеров, но и от меня самого, так что буду стараться.

— С одноклубниками не обсуждали предстоящую игру?

— Нет, только вот Егор Титов в одном из интервью пошутил: мол, мы с ним договорились, что, если он будет бить в правый угол, я прыгну в левый. (Смеется.)

— Кто, как вам кажется, будет представлять наибольшую опасность для сборной Грузии в будущем матче?

— В вашей команде много классных футболистов, но выделил бы, пожалуй, Овчинникова, Титова и Мостового. Вообще нам будет тяжело: сборная России очень хорошо показала себя в последних матчах с Ирландией и Швейцарией. К тому же, как я слышал, на стадионе будет аншлаг.

— Матч с Россией не имеет для вас турнирного значения...

— Понимаю, к чему вы клоните. Но не забывайте: это противостояние бывших союзных республик. И, как правило, все по-особому настраиваются на такие поединки. Если не ошибаюсь, вы недавно проиграли даже сборной Эстонии...

— Значит — настрой боевой?

— Конечно! Во-первых, нам необходимо набирать рейтинговые очки, чтобы в последующих отборочных турнирах иметь соперников послабее. Но самое главное, мы должны победить, чтобы потом не говорили, что наша победа в Грузии была случайной.

Каха КАЛАДЗЕ: “Думаю, нам под силу сдержать вашу атаку”

— Жаль, что за грузин не будет играть Каха Каладзе, — вполне серьезно сказал журналистам главный тренер сборной России Георгий Ярцев. Эти слова, пожалуй, делают ему честь: ведь именно капитан команды Грузии сыграл ключевую роль в первом, тбилисском матче!

Но сегодняшнюю игру Кахабер пропускает из-за травмы. К разочарованию не только Ярцева, но и соотечественников: это в “Милане” есть кому заменить грузинского защитника, а вот в сборной...

Корреспондент “МК” позвонил Каладзе в Италию.

— Пронто... — раздается голос Кахабера. — Журналист? Из Москвы? Только не говорите о политике, ладно? Это очень важный матч для обеих команд, но не надо искать подоплеку. Сами знаете, чем это закончилось в прошлый раз. Играть будут две серьезные команды. И все выйдут на поле ради победы. Хотя о вашей сборной ничего сказать не могу. Сменился тренер, состав претерпел изменения. Честно сказать, даже предположить не могу, кто выйдет против нас на поле.

— Наверняка — Булыкин.

— Да уж, три гола он забил на загляденье. Надеюсь, что уже отстрелялся.

— Похоже на то. После Швейцарии больше не забивал...

— Это не показатель. За сборную всегда играешь немного в другую игру. Тем более в таком матче. Но надеюсь, что в ворота сборной Грузии ни он, ни кто-либо другой не забьет. Думаю, нам под силу сдержать вашу атаку.

— Но без своего капитана сборной Грузии не так легко будет это сделать.

— Готов пропустить несколько других матчей, но сыграть в Москве. Но это невозможно. Так что убиваться не буду.

— Как проходит восстановление?

— Уже тренируюсь по индивидуальной программе. Занимаюсь на тренажерах, но играть еще не готов...

— Прогнозы — дело неблагодарное, но тем не менее...

— Сложно говорить. Все решит не только желание, но и правильно выбранная тактика. Да любая кочка может сыграть роль!

— Кому победа важнее — России или Грузии?

— Можно долго спорить, найти тысячу причин в пользу любой сборной. Но все решит игра. И везение... Помню, когда выиграли у России в апреле, гуляла вся Грузия. Хочется, чтобы у нашей страны был еще один праздник...


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру