Институт на завтрак

13 октября 2003 в 00:00, просмотров: 174

В советские времена была традиция: отучился в молодости — хватит до самой старости. Образование получали один раз и на всю жизнь. Сегодня информация кардинально обновляется каждые два-три года, и нельзя считаться квалифицированным специалистом, имея в багаже сведения десяти-пятнадцатилетней давности.

Но не все могут переучиваться или повышать квалификацию каждые пять-шесть лет. Кому-то не позволяет занятость на работе, кому-то — проблемы личного характера. Какой же выход? Обидно ведь остаться без подготовки и информации только потому, что нет возможности совмещать дела, личную жизнь и учебу. WEB-технологии позволяют решить эту проблему: любой человек может получить знания самостоятельно, причем с доставкой, что называется, на дом.

Дистанция огромного размера

Старшему поколению учиться всегда тяжелее, чем молодому. Особенно нынешним 40—50-летним. У них уже сложились свои, достаточно устойчивые жизненные стереотипы, взгляды на то, как должен проходить учебный процесс. Они привыкли к постоянному контролю и даже понуканию со стороны преподавателей и администрации учебного заведения. А в качестве надежного источника знаний представляют только толстенные учебники и пособия...

Однако учиться надо и им: без этого сложно рассчитывать на карьерный рост и повышение зарплаты. Идти снова в институт, зубрить, как в молодости, учебники и конспектировать лекции? Нет времени, да и начальник не отпустит... К тому же перспектива сидеть на одной парте с юнцами привлекает немногих. В этой ситуации выход один — дистанционное образование.


Справка “МК”.

Дистанционное образование — образование, получаемое через дистанционное обучение.

Дистанционное обучение (ДО) — обучение, при котором студент и преподаватель территориально разобщены и общаются посредством информационных и телекоммуникационных технологий.


Не следует путать дистант-образование с заочным. При внешней схожести между ними — “дистанция огромного размера”. Заочное образование, как и очное, рассчитано на массового студента. Обучение ведется, что называется, поточным способом: единый для всех учебный план, одни и те же контрольные и курсовые работы, периодичные зимние и летние сессии. Студенты-очники связаны учебным расписанием: они не могут “перепрыгивать” через предметы, проходить их в ускоренным темпе. И наоборот: стоит только заболеть, пропустить несколько занятий — и догнать почти невозможно: не станет же профессор повторять для одного человека то, что уже прочитал для всего курса. И не дай бог затянуть сессию: можно не только остаться без стипендии, но и вообще вылететь из вуза.

Дистант — это всегда строго индивидуальное обучение: никакого конвейера, исключительно штучное производство. Студент сам выбирает предметы и учебные курсы, их последовательность и продолжительность. Одну дисциплину он может изучать кратко, в течение двух-трех недель, другую — досконально, в течение двух-трех лет. Сессии как таковые не существуют: после каждого учебного предмета дистантник выполняет контрольные задания. Набрал необходимые баллы — переходи к следующему этапу обучения, нет — штудируй по новой.

Удобство ДО еще и в том, что учеба проходит дома. Не нужно тащиться на другой конец города, сидеть в душных аудиториях, толкаться в институтских коридорах. Включил компьютер — и процесс пошел. Можно грызть гранит науки хоть днем, хоть вечером. Скажем, вместе с утренней чашкой кофе получаешь порцию свежих знаний. Полезное вместе с приятным... А можно учиться, наоборот, ночью — когда никто не мешает. Такая система хороша как для “жаворонков”, встающих ни свет ни заря, так и для “сов”, предпочитающих ночные бдения за компьютером. Традиционная форма очного обучения таких удобств не дает — всех гонят на лекции и семинары в одно и то же время.

Фиксированных сроков обучения при дистанте также не существует: можно заниматься хоть один год, хоть десять лет. Главное — сдать все положенные “виртуальные” зачеты и экзамены. Когда все дисциплины пройдены и необходимое количество баллов набрано, студент защищает итоговую работу и получает диплом. Который, кстати, ничем не отличается (по крайней мере внешне) от диплома студента-очника. В нем обычно пишется название высшего учебного заведения, выдавшего документ, и название специальности, полученной студентом. А каким образом он ее получил — не указывается...



Препод в виртуале

Студент, заключивший договор с вузом на проведение дистант-обучения, получает комплект необходимых учебных материалов — так называемый “кейс”. В него входят учебные пособия — лекции, задания, контрольные вопросы, ссылки на дополнительную литературу и т.д. Это могут быть бумажные (книги, учебники, методички) и электронные (диски, дискеты, программы, аудио- и видеокассеты) носители информации.

Каждый дистант-студент прикрепляется к своему преподавателю — тьютору, который будет “вести” его до конца учебы. Тьютор подскажет, какими пособиями и в какой последовательности следует пользоваться, даст консультацию по самым сложным вопросам предмета, окажет помощь в подготовке к контрольным, зачетам и экзаменам. Ему же студент отошлет для проверки выполненные тесты. Общение между тьютором и его подопечным осуществляется через Интернет. В этом есть определенное преимущество: дистантник получает объективную оценку знаний — на нее никак не могут повлиять симпатия или антипатия преподавателя.


Справка “МК”.

Кейс — набор учебных материалов для ДО.

Тьютор — преподаватель (методист-консультант), который осуществляет ДО.


Тьютор следит также за тем, чтобы его подопечный вовремя выполнял промежуточные тесты и контрольные задания, не затягивал с ответами на присланные вопросы. Виртуальный преподаватель, если возникнет необходимость, может и материализоваться — позвонить по телефону, чтобы узнать, все ли понятно в полученном материале, не требуется ли дополнительная консультация и т.д.

Дистанционное обучение может вестись и коллективно. В рамках практических семинаров обычно предусматриваются коллоквиумы и общее обсуждение пройденной темы. В этом случае студенты общаются не только с преподавателем, но и друг с другом. Идет интенсивный обмен мнениями и идеями.



ДО-школята

Есть дистантное обучение и для школьников. Главным образом — для тех, кто по болезни или инвалидности не может ежедневно ходить на уроки в школу. В Москве, к примеру, для них в 2003 году закуплено 710 рабочих мест — это компьютеры, мониторы, сканеры, специальное программное обеспечение. Работу с ними ведут специальные учителя-тьюторы.

Для дистант-учеников в Интернете имеется и своя виртуальная школа. Зайдя в нее, школяры могут самостоятельно изучать предметы с 5-го по 11-й класс: решать задачки, общаться с учителем и даже получать отметки (разумеется, виртуальные). Предусмотрен и интерактивный самоучитель — прежде всего для тех ребят, кто проходит школу экстерном или готовится к поступлению в вуз самостоятельно. Ребята, не выходя из дома и даже не слезая с любимого дивана, могут с помощью компьютера выучить или повторить сложные правила и теоремы, улучшить знания русской и английской грамматики, побродить по историческим хронологиям, залезть в справочники и словари и даже “скачать” нужное сочинение или реферат. Для любителей потрепаться со сверстниками в Сети предусмотрен специальный чат.

Дистанционное образование становится все более привычным. В США, например, уже свыше 30 миллионов человек успешно прошли ДО. Россия в этом вопросе пока отстает: велика сила инертности и приверженности традициям, да и компьютерное обеспечение пока находится не на высшем уровне. Но у ДО большие перспективы: бизнесмены, военнослужащие, люди с ограниченными физическими возможностями, заключенные в колониях — контингент потенциальных студентов-дистантников весьма велик.



МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
МУЛЬТИМЕДИА НАСТУПАЕТ

Самая перспективная на сегодняшний день форма образования – дистанционная – дает немало преимуществ студентам и специалистам, совмещающим учебу с работой. Но мало назвать обучение дистанционным, надо еще его реально обеспечить.

Только некоторые российские вузы и учебные центры, включая Открытый университет Кирилла и Мефодия, сегодня развивают дистанционное обучение как технологию, сочетающую Интернет и мультимедийные средства: видео-, аудио- и медиалекции, флеш-анимацию, графические и фотоизображения, медиапримеры. Упражнения и тренинги, анализ реальных ситуаций, решение кейсов, выполнение заданий в программных средах, примеры работы автоматизированных систем – вот что требуется для современных студентов.

Ребята, привыкшие к трехмерной графике и чату, хотят не менее занимательного видеоряда, общения на форумах и семинарах оn-line.

Поэтому при выборе этой формы образования стоит поинтересоваться, в каком виде предоставляются учебные материалы, на какой технической базе основано обучение и кто сопровождает курс. Только в тех случаях, когда качество дистанционного образования не уступает очному, можно говорить о его преимуществах.

Ректор Открытого университета Кирилла и Мефодия Н.В. Разумовская.






Партнеры