Долгоиграющая автогражданка

14 октября 2003 в 00:00, просмотров: 154

Сегодня депутаты в очередной раз сделают вид, что пытаются изменить существующий закон об обязательном автостраховании. Большинство слуг народа не прочь въехать в новую Думу на голосах автолюбителей, поэтому рассмотрено будет аж 14 альтернативных документов. Скорее всего шума, как обычно, будет много, а вот пользы — практически никакой. По-настоящему отменять обязаловку не заинтересован никто.

Оказывается, в действующем законе наряду с недостатками есть положительные моменты. К примеру, раньше в нашей стране вообще не было ни одного закона, который бы защищал пешехода. Если человек становился калекой, от государства он вообще ничего не получал. Сейчас в законе предусматриваются выплаты — до 160 тыс. рублей. Немного, конечно, если прохожий остался без ноги, но на еду может хватить. Впрочем, если пострадали два человека, то выплаты составят уже 240 тыс. рублей.

Сейчас политики, обсуждая закон об автогражданке, говорят о разбитых стеклах, фарах и деньгах, которые можно за это выручить. А о том, сколько получит семья, потерявшая в автокатастрофе кормильца, почему-то не вспоминают.

Как рассказал “МК” начальник управления по связям с общественностью российского союза автостраховщиков Андрей Щавелев, закон об ОСАГО — действительно первый автомобильный закон не о “железе”, а о людях. (К примеру, если бы закон об автостраховании был принят раньше, по результатам ДТП в 2002 году выплаты страховых компаний только за погибших составили бы как минимум 250 миллионов долларов.) Это настолько непривычно, что депутаты, обсуждая его, часто путают автогражданку с добровольным страхованием собственности. Однако между страхованием ответственности и имущества — громадная разница. В случае с автогражданкой государство пытается защитить автовладельца от человека с бейсбольной битой, который может наброситься на виновника ДТП. С застрахованными водителями поводов “разбираться” не будет: все проблемы возьмет на себя страховая компания.

Правда, недостатки в действующем законе все же очевидны: это единственный в стране закон, который не предусматривает никаких льгот. К тому же тарифы, установленные правительством, слишком завышены. Вероятно, поэтому некоторые депутаты (в частности, Виктор Похмелкин) поспешили заявить о том, что установку тарифов нужно передать в руки парламента.

Впрочем, в российском союзе автостраховщиков “МК” сообщили, что большинство депутатских упреков абсолютно бессмысленны. Тарифы может определять кто угодно. Однако было бы правильнее отдать их на откуп правительства: кабинет министров следит за макроэкономическими показателями и может оперативно менять ставки хотя бы раз в полгода. У депутатов эта же работа займет по году, а то и больше. В результате все будут нести убытки: и автолюбители, и страховщики.

Кроме того, уже подготовлены поправки, которые снижают на 50% страховые платежи для пенсионеров. Что же касается величины тарифов, то иностранные эксперты еще на этапе разработки нового закона (два года назад) заявляли, что во всех странах автогражданка убыточна, а российские тарифы рассчитаны на пределе рентабельности. И если их сделать еще ниже, то автогражданка превратится в обыкновенную пирамиду: если бы закон начал работать в полную силу уже в этом году, страховые выплаты составили бы 170 млн. долларов! Если денег в страховую копилку соберется меньше, автогражданка рассыплется. Понятно, что пострадают те, кто успел выложить из своего кармана 150—200 долларов, — ничего взамен они не получат.

И все же, несмотря на все заверения страховых компаний, атака на закон продолжается. Вчера Совет Думы разрешил вынести на сегодняшнее пленарное заседание все 14 альтернативных законопроектов. Понятно, что накануне выборов депутаты не откажутся от возможности лишний раз покрасоваться на трибуне — так что обсуждение обещает быть бурным. Впрочем, вероятнее всего, ни один из законопроектов не сумеет набрать достаточного количества голосов — слишком уж их много. Как поговаривают в Думе, если бы не выборы, все недоработки закона были бы исправлены в рабочем порядке уже в ноябре. Сейчас же действо превратилось в долгоиграющую пластинку.






Партнеры