Горячая десятка

14 октября 2003 в 00:00, просмотров: 469

Может быть, пора перестать голосовать за СПС потому, что Немцов может подтянуться на турнике десять раз, за “Яблоко” — потому, что Явлинский хорошо говорит, за КПРФ — потому, что Зюганов здорово всех клеймит, за ЛДПР — потому, что Жириновский “прикольный”, а за “Единую Россию” — потому, что Грызлов играет в футбол? Может, пора начать оценивать политиков по их делам?

Дела депутатов — принятые ими законы. Чтобы осознанно выбирать, не худо было бы знать не только то, что говорят политики, но и как они голосуют. Мы отобрали несколько принятых этой Думой законов — таких, которые, по нашему мнению и мнению наших читателей, затронули интересы больших групп населения.

1. Хочешь стать гражданином РФ?

Всем желающим стать гражданами России предлагается сначала прожить непрерывно на ее территории пять лет с видом на жительство. А чтобы вид на жительство получить, надо прожить не менее года с разрешением на временное проживание, продлевая его каждые три месяца. Если посчитать еще и время ожидания (пока рассмотрят документы просителя в ОВИРах и прочих инстанциях!), получается: с момента приезда в Россию до момента получения гражданства пройдет не менее восьми лет.

Причем гражданство могут и не дать: например, если не сдал экзамен на знание русского языка.

Тем, кто родился на территории РСФСР и был в прошлом гражданином СССР, достаточно прожить с видом на жительство один год, чтобы получить право просить о гражданстве. А “бывшим советским”, кто до сих пор не получил никакого другого гражданства, можно сразу обращаться с заявлением. Больше никаких намеков на то, что всего десять лет назад Россия была частью СССР, в законе нет.

Зато, получив российское гражданство, вы не можете лишиться его иначе как по своей воле. Вас не вышлют за пределы России и не выдадут иностранному государству, и при желании вы имеете право получить потом хоть десяток гражданств других государств...

2. Земля “в законе”

Земельный кодекс — основа земельного законодательства, все остальные федеральные и региональные законы не должны ему противоречить. Здесь говорится о разнообразии форм собственности на землю, о том, какие земли могут запускаться в оборот (то есть покупаться и продаваться), а какие — нет.

Иностранцы, лица без гражданства и иностранные организации поражаются в правах, но не сильно. В приграничных территориях, перечень которых устанавливает президент, и других “особых” территориях им нельзя иметь землю в собственности. Но пользоваться ей на правах аренды — пожалуйста и там... А еще иностранцы могут получить кусок российской земли в частное владение только за плату. Россиянин же вправе бесплатно получить в собственность участок земли, оформив соответствующие документы, если она находится у него в пожизненном наследуемом владении. Земля и то, что на ней построено (дом, предприятие), признаются единым целым, и продать одно без другого нельзя.

3. Третий срок для губернаторов

В большинстве демократических стран даже очень любимым народом выборным должностным лицам нельзя пожизненно сидеть в своих креслах. В нашей Конституции ограничение прописано только для президента: не больше двух сроков подряд. В октябре 1999 года был принят закон, который запретил и всем главам регионов избираться более двух сроков подряд. Но тогда в начале 2001 года должен был бы уйти президент Татарстана Минтимер Шаймиев, он уходить не хотел, а Кремль ничего не мог с ним поделать. И вот с подачи Администрации Президента группа депутатов внесла, а Госдума приняла поправку в вышеназванный закон. Теперь все сроки, которые губернатор или президент республики отсидели до октября 1999 года, не считаются. Их как будто и не было. А считаются только те сроки, что начались после октября 1999 года. Возможность продлить свое пребывание у власти получили 69 из 89 глав регионов. Причем 13 из них “подарили” даже не один, а два срока.

Сторонники принципа сменяемости власти пытались оспорить эту арифметику в Конституционном суде. Суд поправленный закон счел соответствующим Конституции, но обязал учитывать законодательство субъектов Федерации.

4. Хочешь служить альтернативно?

Право на альтернативную гражданскую службу тех, чьи вероисповедание или убеждения не позволяют брать в руки оружие и служить в армии, закреплено в Конституции. Но Министерство обороны 8 лет изо всех сил сопротивлялось принятию закона, который бы сделал это право реальностью. Тот вариант, что депутаты при активном участии Администрации Президента и правительства приняли, Министерство обороны в общем-то устроил.

За полгода до даты возможного призыва гражданин должен подать заявление в военкомат с просьбой направить его служить альтернативно. Если удастся представить комиссии убедительные доказательства истинности своих пацифистских убеждений, просьба может быть удовлетворена. Служить альтернативщику положено “как правило” не на территории родного региона. 4 года — если он попадет в гражданскую организацию, 3,5 года — если в военную (например, в госпиталь санитаром). Учиться заочно и на вечернем альтернативщику можно, но вот подрабатывать в свободное от службы (работы) время — нельзя. Какое существование он будет влачить 4 года вдали от дома на зарплату санитара — авторов закона не интересовало. Закон вступает в силу с 1 января 2004 года.

5. Обновленный Совет Федерации

До 2000 года верхнюю палату парламента населяли губернаторы, президенты республик и главы областных (республиканских) законодательных собраний. Они были сенаторами “по должности”. На заседания в Москву эти занятые люди приезжали раз в месяц на два-три дня.

В новом законе о порядке формирования Совета Федерации говорится, что глава исполнительной власти региона и региональный парламент направляют в верхнюю палату по одному своему представителю. Этих представителей, впрочем, пославшие их органы власти могут отозвать в любой момент, заменив на других. Работать сенаторы должны были в Москве постоянно — как депутаты Госдумы, и зарплату им подняли до уровня депутатской.

Совет Федерации заполнился представителями финансово-промышленных групп федерального и регионального значения, отставными губернаторами, министрами и просто хорошими людьми, которых захотели чем-то порадовать Администрация Президента или местный начальник. Заседают эти 178 человек три-четыре дня в месяц. С 2000 года политики (включая и самого президента) говорят, что правильнее было бы дать населению возможность избирать сенаторов. Но когда-нибудь потом, не в этой жизни...

6. Пенсионная реформа

Решено, что трудовая пенсия по старости будет состоять из трех частей: базовой, страховой и накопительной. Базовую заплатят всем проработавшим пять лет вне зависимости от размера их заработка. Ее размер определен законом в 450 рублей в месяц и индексируется в соответствии с уровнем инфляции. По-настоящему государством гарантируется лишь она.

Страховая пенсия образуется из единого социального налога, который уплачивают за своих работников работодатели. И должна полностью зависеть от размера зарплаты. Но методика расчета, заложенная в законах, такова, что как бы ни была высока ваша зарплата и сколько бы ни отчислял за вас в бюджет хозяин, Пенсионный фонд выплатит страховую часть в таком размере, как будто вы получали на 20 процентов больше официально установленной среднемесячной зарплаты в стране.

Мужчина старше 50 лет и женщина старше 45 лет накопить уже ничего не успеют. А те, кто моложе, должны отчислять по 2-6 процентов с заработка на специальный индивидуальный счет. Каждый год Пенсионный фонд обязан присылать по почте гражданам письма с сообщением, сколько у них там накопилось, а граждане должны решить, оставить эти деньги в распоряжении государства или довериться частным компаниям. Те, кто уже получил свои “письма счастья”, могут легко посчитать, какую ежемесячную прибавку к пенсии они заработали за этот год: надо поделить указанную в письме сумму на 19 (столько лет, согласно закону, живет россиянин на пенсию), а потом то, что получилось, поделить еще на 12 (месяцев в году)...

7. Арест — по суду

До 1 июля 2002 года в России расследовали и судили уголовные преступления, руководствуясь УПК образца 1960 года. Конечно, много раз поправленным, но все равно безнадежно “советским” и устаревшим. Например, в нем никак не было учтено требование Конституции содержать людей под стражей больше 48 часов только по решению суда. Внеся эту норму в новый УПК, депутаты под давлением Генпрокуратуры сначала отсрочили ее введение до 1 января 2004 года. Но в дело вмешался Конституционный суд, и пришлось срочно вносить в свежепринятый кодекс поправки. Вот уже больше года Конституция в этой ее части в России соблюдается.

Зато введение по всей России судов присяжных пришлось, наоборот, отодвигать — в УПК написали “с 1 января 2003 года”, потом поправили — “с 1 января 2007 года” (только тогда суды присяжных появятся в Чечне). До тех пор, пока обвиняемые в тяжких и особо тяжких преступлениях не получат права на рассмотрение их дел присяжными по всей стране, смертные приговоры судами выноситься не могут.

Новый УПК уберет из нашей жизни и такое явление, как “народные заседатели”. Со следующего года дела будут рассматриваться или судьями единолично, или коллегией из трех судей.

8. “Реформа ЖКХ”

Правительство РФ ежегодно устанавливает федеральные стандарты оплаты жилья и коммунальных услуг и основы ценообразования в ЖКХ, но конкретные цифры, тарифы — дело рук местных властей. В законе написано, что пересмотр цен на услуги ЖКХ и тарифов “может осуществляться, как правило, не чаще одного раза в год”. Эта формула не мешает повышать плату и несколько раз в год — если удастся заручиться согласием местного законодательного собрания.

Правительство определяет, какую долю семейного бюджета можно с жильца взять в качестве платы за квартиру и коммунальные услуги. Если площадь жилья не больше установленной регионом “социальной нормы”, можете просить субсидию, если больше — за квадратные метры в пределах нормы субсидию получите, а за квадратные метры сверх нормы — нет.

Тем, чья задолженность по оплате жилья (но не коммунальных услуг!) превысила шесть месяцев, грозит выселение в общежитие. Что грозит ЖЭКам, РЭУ, горгазам и горэнерго за некачественные услуги и завышенные тарифы — непонятно. Они “обязаны принимать меры” по улучшению своей работы — и все. Да, еще они обязаны по вашему требованию дать полную информацию о том, как они считают свои затраты и себестоимость. А местные власти могут принимать (но не обязаны) программы по установке счетчиков потребления воды, газа, тепла.

Для сельских ветеринаров, учителей, а также тех, кто пользуется льготами по оплате ЖКХ на основании Закона “О ветеранах”, все остается как есть до 1 января 2005 года. А там уже региональные власти должны решить, как с ними быть.

9. Пашню — крестьянам!

Необходимость принятия особого закона про оборот земель сельхозназначения оговорена в Земельном кодексе. В этом законе закрепляется возможность иметь сельхозугодья в частной собственности для всех, кроме иностранцев: они могут пользоваться полями и пашнями лишь на правах аренды.

Большие полномочия в вопросах распоряжения землей получили региональные власти. Только они могут решить, когда начнется приватизация государственных и муниципальных сельхозземель на их территории. Может быть, и никогда. Органы власти субъекта Федерации определяют и размер минимально возможного, и размер максимально возможного частного владения сельхозземлями. Если в одних руках окажется пашни больше нормы, придется с ней расставаться. Арендовать можно сколько угодно га — без ограничений. Максимальный срок аренды — 49 лет.

Местные власти получают и преимущественное право на покупку сельхозземель. Если кто-то решит продать свой участок — должен сначала известить их, указав цену. И только если власть откажется от покупки, можно продать землю в течение года кому захочется.

Закон попробовал поставить точку в вопросе о том, как быть с земельными паями или долями, которые в начале 90-х годов по указу президента получили бывшие колхозники. Эти паи вроде бы считались их собственностью, но распоряжаться ими по своему усмотрению возможности не было.

10. Новая символика

До декабря 2000 года государственными символами России считались бело-сине-красный флаг, двуглавый орел и музыка Глинки. Но все это было не вполне легитимным, потому что вводилось в начале 90-х годов указами президента Ельцина, а не законами, как требует Конституция. Утверждать новую российскую символику левая Дума прошлого созыва категорически отказывалась. Более того — в 1999 году в первом чтении приняла коммунистический вариант закона о гимне: музыка Александрова, известная в народе как “Союз нерушимый...”.

Президент Путин с этим согласился. Бывший гимн СССР стал Государственным гимном России (новый вариант текста написал Сергей Михалков). Но государственные герб и флаг в законах прописаны те же, что в указах Бориса Ельцина. И вот уже три года депутаты Госдумы заседают в зале под триколором и выступают с трибуны, украшенной двуглавым имперским орлом. А в начале и конце сессии встают, слушая знакомую с детства музыку бывшего гимна СССР. Но новых слов Михалкова большинство не поет — просто потому, что до сих пор наизусть не знают.


Рассматривая таблицы, надо иметь в виду, что:

для принятия обычного закона требуется 226 голосов, для принятия конституционного закона — 300 голосов;

если какая-то фракция почти в полном составе оказывается среди не голосовавших, скорее всего это говорит о нежелании ее руководства вызывать недовольство Кремля или правительства голосованием “против”, нежелании вступать с ними в конфликт;

очень часто фракции голосуют одинаково по совершенно разным мотивам. Например, против закона об альтернативной гражданской службе голосовали и левые, и правые, но левые — потому, что по-прежнему считают АГС ненужной и даже вредной затеей, а правые — потому, что их не устроил закон.




Партнеры