Вылет не отменяется

21 октября 2003 в 00:00, просмотров: 669

Сегодня у российской авиации — юбилей. Ровно 80 лет назад впервые поднялся в небо легкий спортивный одноместный самолет “АНТ-1” — родоначальник многотысячного семейства машин всемирно известной туполевской фирмы.

В канун юбилея на вопросы “МК” ответил директор фирмы “Туполев” Александр ЗАТУЧНЫЙ.

— Чем знаменит “АНТ-1”?

— 35-летний авиаконструктор Андрей Туполев впервые применил на нем крылатый металл — алюминий. До этого самолеты в России строили лишь из фанеры и ткани.

В России тогда еще не было своего двигателестроения, и “АНТ-1” с размахом крыльев в 7 метров на 600-метровую высоту поднял старенький французский движок мощностью в 35 лошадиных сил. Взлетной полосой для него стал плац на территории бывшего Кадетского корпуса в Лефортове. Самолет благополучно отлетал несколько лет. Летал бы, вероятно, и дольше, если бы его создателя 21 октября 1937 года не арестовали (так что сегодня — еще одна, печальная годовщина). Тут же нашлись охотники выслужиться, и первый советский металлический самолет уничтожили.

Хорошо еще, что биография будущего корифея российского авиастроения не закончилась в тюрьме. Иначе бы никогда не поднялись в воздух “АНТ-25”, на которых Чкалов и Громов совершили триумфальные перелеты в Америку. Не было бы легендарных “ТУ-2” — основы парка бомбардировочной авиации в годы Великой Отечественной. Не увидели бы неба “Ту-104”, “Ту-114”, “Ту-134” — главные “авиалошадки” отечественной гражданской авиации...

— Сколько машин в год вы сейчас строите?

— Сегодня новые машины — едва ли не штучный товар, от чего их производство существенно дорожает. Да и средства на разработку новых самолетов теперь приходится зарабатывать самим.

— На чем завтра будет летать российский авиапассажир — на “Боинге”, “Эйрбасе” или на родном “Ту”?..

— Мы-то как раз делаем все, чтобы Россия не превратилась в потребителя списанной зарубежной авиатехники. Воздушный показ на авиасалоне МАКС-2003, проходившем этим летом в Жуковском, открывали наши “три богатыря”: “Ту-204-300”, “Ту-214” и “Ту-334”. Вместе с министром обороны Владимир Путин поднялся в кабину пилотов ракетоносца “Ту-160”. И, кстати, после авиашоу президент улетел в Курск на самолете “Ту-154М” — современной версии самого массового российского самолета.

На МАКСе подписали документы на поставку 32 самолетов различных модификаций. Программа создания среднемагистрального самолета “Ту-334” получила статус национального проекта. “Ту-334” должен заменить стремительно стареющий парк “Ту-154”. Уже сейчас на него поступило почти сто заявок от авиакомпаний. Огромный потенциал и у семейства наших новых пассажирских самолетов — “Ту-204”; они уже эксплуатируются несколькими зарубежными авиафирмами.




Партнеры