В шахте рубят дорогу жизни

— Как же жить дальше? — Светлана Войтенок уже несколько часов сидит возле окна в актовом зале и курит сигареты одну за другой. — Я в магазине работаю, отпускаю вчера людям хлеб, и соседка подошла: слышала, говорит, сказали в шахте кислорода почти не осталось. У меня что-то раз — и щелкнуло. Смотрю, буханка в руках уже вся мокрая. А очередь собралась большая и все молчат... Ну как?

Хорошо бы, если бы Света не знала, что вода прибывает так быстро. Что уже через пару суток гордость Донбасса — шахта “Западная капитальная”, сданная в эксплуатацию в 1938 году и рассчитанная на добычу 4 тысяч тонн угля марки “А” в сутки, может полностью быть затоплена. И тогда — все. Вечный могильник.

Радость, связанная с чудесным спасением 33 горняков, к понедельнику полностью выплеснулась из шахты за ворота. Десять горняков уже дома, остальные пробудут в больнице еще совсем недолго. На шахте борются с водой. К понедельнику в скиповый ствол сброшено уже около 2300 кузовов скальных пород, 138 самосвалов круглосуточно привозят огромные валуны. Как ненасытное чудище, чрево ствола проглатывает 50 машин камней в час. На “десерт” несколько тонн железа из вагонеток, огромных труб и рельсов. И все как в пустоту. Остановить затопление шахты не удается уже пятые сутки. За последнюю ночь уровень воды поднялся еще на 17 метров. Вода по-прежнему прибывает из озера, все с той же скоростью — 8—10 железнодорожных цистерн в минуту. Специалисты говорят, что никакой насос не справится с такой массой воды.

Выход по-прежнему один — закупоривать дырку и после этого пускать спасателей. Но пока вода не остановлена, людей в забой отправлять бесполезно. А кислорода действительно не хватает. Поэтому специально установили компрессор, который непрерывно закачивает воздух в шахту.

В ночь на понедельник вскрыли ранее законсервированный ствол шахты “44 БИС”, имеющей сообщение с шахтой “Западная” тоже для естественной вентиляции. Все эти меры помогли улучшить воздушную среду. Вчера содержание кислорода было уже побольше — 20,3%. Люди, предположительно, находятся сейчас на 25 м выше уровня затопления.

Это значит, что им осталось в лучшем случае одни сутки жизни. Более того, понедельник, по расчетам горных инженеров, последний день, когда шахтеры могут прийти к единственному возможному выходу на поверхность, к клетьевому стволу, а значит, подняться на поверхность. Если воду не остановят, уже во вторник пространство под клетьевым стволом будет затоплено. И тогда у шахтеров и у спасателей останется единственный шанс — тоннель, который изо всех сил копают горняки из шахты имени газеты “Комсомольская правда”, граничащей на севере с “Западной”. Впрочем, тоннель — это громко сказано. Шахтеры прорубают ход около полуметра ползком там, где особо и кайлом не размахнешься. Специалисты уверяют, что если шахтеры действительно уцелели и находятся там, где предполагается, то горняки с “Комсомольской правды” выйдут точно в это место. В ночь на понедельник к этой “дороге жизни” прибавилось еще 12 метров. Всего пройдено 37 метров из 60.

Кстати, во время оккупации фашистами шахту уже затапливали, но потом, уже в мирное время, восстановили. Специалисты “Ростовугля” говорят, что теоретически восстановить можно все, но на это потребуются слишком большие затраты. А потому скорее всего кроме этой шахты закроют и две последние, работающие в этом городе, — им. Ленина и им. “Комсомольской правды”. Ведь все три шахты устроены как сообщающиеся сосуды. Вода из “Западной” в любой момент может хлынуть в шахту имени Ленина или им. “Комсомолки”. Выжившим горнякам, оправившись от ужаса, придется серьезно задуматься о хлебе насущном. Другую работу в этом шахтерском городе им будет найти очень сложно.

А пока к зданию шахтоуправления подтянулась еще одна машина “скорой помощи”. Вечером намечена встреча с родственниками тех, кого не отдает шахта. Значит, обязательно понадобятся врачи.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру