“Алиса” с продолжением

“Гражданская Оборона” обнародовала в Горбушке песни с новой пластинки, “Чиж и Ко” там же радовали народ блюзами, “Тайм Аут” в ЦДХ выдавал акустику. Впрочем, главным блюдом в этом уик-эндовском рок-изобилии стало, конечно, юбилейное выступление “Алисы” в Лужниках. Ждали, разумеется, чуть ли не конца света, но в итоге свой двадцатилетний юбилей участники “Алисы” отпраздновали достаточно буднично. Хороший звук, довольная всем публика, но были у “Алисы” концерты и поинтереснее. Рок-юбилей — отличный повод вспомнить то, что было, и оценить то, что есть...

Это было, кажется, осенью или зимой 1987 г. Мои однокурсники всучили мне какой-то клочок бумаги и сказали, что это билет на концерт запрещенной в Москве группы. Мол, будет очень круто, но ехать нужно в Мытищи, потому как за пределами кольцевой дороги запрет уже не действует. “Ну если круто, то, значит, и правда нужно ехать”, — подумал я и в назначенное время оказался на станции Мытищи. Там уже была милиция и весьма внушительная толпа молодежи. У наиболее подозрительных (то есть у людей с торчащими волосами) проверяли билеты и, если таковых не оказывалось, то рекомендовали валить туда, откуда приехали. А те, кого пропустили, спустя пару часов уже истошно орали “Мы вместе”. Звук был так себе, но всех просто распирало от счастья. “Смотри, сейчас он споет “Хайль Гитлер на том берегу”, пошлет ментов, а потом всех повяжут”, — со знанием дела сказали мои однокурсники. Но ничего такого не случилось, хотя стражи порядка готовы были в любой момент начать боевую операцию.

Так я первый раз увидел на сцене “Алису”. Самое интересное, что за шестнадцать лет, минувших с тех пор, атмосфера “алисовских” концертов почти не изменилась. Группу, конечно, уже никто не запрещает, выступают они на стадионах, да и звук стал гораздо лучше. Но рок-н-ролл — это, наверное, не только звук и масштаб концертов. Рок-н-ролл — это прежде всего ощущения в духе: страшно, но интересно. Ты видишь толпу, похожую на единый и совершенно неуправляемый организм, ощущаешь нарастающее напряжение и уже не понимаешь, чем все это кончится. Именно такие эмоции должны возникать на настоящем рок-действе, и на каждом концерте “Алисы” убеждаешься, что рок еще может быть опасным и непредсказуемым.

Записи “Алисы” в последнее время менее опасны и более предсказуемы. Наверное, так и должно быть, потому что, по крайней мере, в студийной жизни любой рок-команды рано или поздно наступает период стабильности. Пожалуй, откровенно нестабильным можно назвать лишь альбом “Энергия” образца 1985 г. Эта музыка до сих пор служит своего рода образцом звуковой анархии. Слушаешь и ностальгически улыбаешься, вспоминая те славные времена. Жесткая “новая волна” и в то же время скрипка, флейта, саксофон, виолончель. Плюс предельно нервные песни, наполненные весьма странными по тем временам рифмами и ассоциациями. Безусловно, “Энергия” — один из главных альбомов русского рока.

К “БлокАде” звук и философия группы уже сложились. Хаос остался в прошлом, уступив место правильному хард-року и песням, которые били наповал словно автоматные очереди. С тех пор перемены в музыке “Алисы” были незначительными. Она могла быть более или менее альтернативна, тексты более или менее обличительными. В какой-то момент Кинчев и Ко стали выпускать тихие, почти балладные пластинки, оправдывая это тем, что в их возрасте требуется профилактический перерыв между альбомами-боевиками.

Конечно, возраст вещь важная, а для рок-идола еще и весьма ответственная. Наверное, каждый человек время от времени задумывается о том, как хороша была бы вечная молодость. Особенно часто такие мысли лезут в голову после тридцати. Музыкантам в чем-то повезло, потому что рок-н-ролл как раз дает человеку шанс если не на вечную, то по крайней мере на довольно долгую молодость. Но здесь есть серьезная опасность. А вдруг сдадут силенки к сорока, не говоря уже о пятидесяти, и ты будешь похож скорее на Фила Коллинза, чем на Мика Джаггера? Согласитесь, жалкое зрелище, и уж лучше пенсия, чем репутация поистрепавшейся рок-звезды.

Из рок-легенд кинчевского поколения не истрепались единицы, и Кинчев, пожалуй, главная звезда из неистрепавшихся. Он доводит до истерики уже третье поколение подростков, но при этом, выходя на сцену, конечно же, рискует услышать что-то вроде: “Да пошел ты, старый козел”. Однако ничего похожего, во всяком случае на моей памяти, не было ни разу, и этому есть несколько объяснений.

Во-первых, Кинчев в свои 45 лет не “старый козел”, а прирожденная рок-звезда. Он надевает обтягивающие джинсы и тяжелые ботинки, выходит на сцену, корчит рожи, трясет головой и при этом не выглядит идиотом. Наоборот, его интересно слушать и на него интересно смотреть. Он не в образе, он абсолютно искренен, точно так же, как Игги Поп или Билли Айдол.

Во-вторых, Кинчев типичный однолюб. И именно рок скорее всего является его единственной любовью, несмотря на то, что многие рок-атрибуты вроде бы уже не интересуют фронтмена “Алисы”. Он давно оставил в покое милицию, завязал с наркотиками, стал примерным семьянином и регулярно ходит в церковь. Однако мирная жизнь не мешает Кинчеву оставаться романтиком-максималистом и при необходимости дерьмо называть дерьмом. Чем не пример для подражания, особенно если тебе пятнадцать и ты не признаешь компромиссы.


Новый альбом “Алисы” ждет участь, уготованная всем новым пластинкам. Их слушают, сравнивают со старыми и пытаются находить изъяны, которых не было раньше. Но в любом случае “Сейчас Позднее, Чем Ты Думаешь” — альбом, ясно свидетельствующий, что в свои двадцать лет “Алиса” в хорошей форме, а история этой культовой группы продолжается.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру