Еврокашники

3 ноября 2003 в 00:00, просмотров: 401

Россия присоединилась к Болонской конвенции по образованию. Что это дает российским школьникам и студентам? Не приведет ли перекройка отечественного образования под европейские стандарты к понижению его качества и престижа?

— Вступление в Болонский клуб для России очень выгодно, — считает первый заместитель министра образования Виктор Болотов. — Ученики 2010 года (то есть практически все нынешние младшеклассники) будут находиться уже в едином европейском образовательном пространстве. Фактически это означает, что аттестаты российских школ, дипломы училищ, колледжей и вузов станут международно признанными.

Скажем, российский выпускник захочет поступить в зарубежный вуз. Сейчас для этого требуется, как правило, еще один, дополнительный год учебы — в старшем классе иностранной школы или на специальных курсах при университете. Через семь лет с российской школьной скамьи можно будет сразу пересесть на иностранную студенческую — хоть в Сорбонну, хоть в Кембридж.

Конечно, обучение за границей стоит денег, и немалых. Но во всех европейских университетах и академиях действует система специальных грантов и стипендий для иностранных студентов. Благодаря ей талантливые ребята могут учиться бесплатно. После 2010 года число таких пособий заметно возрастет. К тому же за границей хорошо развита система кредитов на образование. Банки с удовольствием дают деньги студентам престижных университетов. Они уверены, что выпускник элитного вуза легко найдет высокооплачиваемую работу и вернет всю ссуду вместе с набежавшими процентами.

Однако до этого благополучия в России еще предстоит сделать очень многое. И прежде всего — провести школьную реформу. Необходимо внедрить государственную систему оценки знаний учеников. Западные специалисты утверждают: “О какой объективности на выпускных экзаменах может идти речь, если учитель ставит оценку сам себе? Он что, оценит свой труд на “два”? К тому же отметку легко купить...”

Единый госэкзамен, эксперимент с которым проводится уже третий год, и есть та самая — необходимая и независимая — оценка качества школьного обучения. В 2004 году выпускные экзамены в форме и по материалам ЕГЭ пройдут в 60 регионах России, в том числе в Москве. А через год единые госы будут сдавать уже все выпускники российских школ.

Другая важная проблема — продолжительность учебы. Во всех европейских государствах (да и во многих странах СНГ) в школе учатся 12—13 лет. У нас — 11, а кое-где даже 10. Эксперимент по введению 12-летки проходит пока в небольшом количестве российских школ. Впрочем, вполне вероятно, что ученики 2010 года будут заниматься по новой, 12-летней программе. Увеличение учебы на год уже стоит в планах Министерства образования РФ. Хотя, с другой стороны, может быть, удастся убедить членов Болонского клуба признать российскую 11-летку в качестве полноценного аналога европейского стандарта. Разумеется, после того, как завершится модернизация отечественной средней школы и переход на профильное обучение в старших классах.

Какие выгоды получат от Болонского процесса российские студенты? Самые непосредственные. Любой студиозус сможет свободно перемещаться по европейским учебным заведениям. Прослушать, скажем, курс лекций сначала в одном университете, потом — в другом. Отпадет необходимость сидеть все 4—6 лет на одном месте учебы. Гораздо интереснее (и полезнее) грызть гранит науки в разных вузах и разных странах. Такой свободы в отечественных вузах пока нет: перевестись из одного института в другой, даже на родственную специальность, — целая проблема. Требуется как минимум согласие ректора.

Российские дипломы наконец признают за границей. К 2010 году во всех вузах Европы примут так называемую систему учебных кредитов (Европейская система перевода кредитов — ECTS). За каждый прослушанный курс лекций, семинары студентам станут начислять баллы (зачетные единицы). Проучился три-четыре года, набрал необходимую сумму — получи диплом бакалавра. Еще два года занятий — диплом магистра в кармане. Причем вторую ступень высшего образования можно будет получить не там, где первую. Скажем, на бакалавра человек учится в России, а на магистра — уже во Франции, Англии или Германии. Приложения к дипломам, в которых фиксируются оценки за сданные экзамены, уже через два года (в 2005-м) станут одинаковыми во всех учебных заведениях Европы. Это повысит мобильность обучения и облегчит выпускникам поиск работы.

Унифицируют и ученые степени. Российские кандидаты наук за рубежом вскоре будут гордо именоваться “докторами философии”. И наоборот. Сейчас такое взаимопризнание есть только в вузах России и Франции.

Крупно повезло студентам отечественных колледжей. Средним специальным учебным заведениям снова разрешат готовить бакалавров. Это существенно повысит престижность ссузов. Правда, такое счастье обломится далеко не всем техникумам и колледжам, а только лучшим из них — тем, где готовят студентов по углубленной программе.

Есть еще одна, чисто российская проблема: предстоит разобраться с выпускниками-специалистами — теми студентами, кто сегодня учится пять лет. Их статус (с европейской точки зрения) пока не определен — уже не бакалавры, но еще не магистры. Скорее всего от специалистов придется отказаться. Российское высшее образование приведут к европейскому образцу — двухступенчатой системе обучения “бакалавр-магистр”, причем уже к 2005 году.




    Партнеры