Рейтинг октября

4 ноября 2003 в 00:00, просмотров: 182

— спрашивали и дети, и взрослые после спектакля “Малыш и Карлсон”, который в воскресенье в Театре сатиры сыграли в двухтысячный раз.

“Сатира” закатила настоящий праздник варенья, непослушания и безудержных фантазий. Во-первых, всех позвали бесплатно. Дети военных, погибших в Чечне, милиционеров, погибших при исполнении служебных обязанностей, ребятишки из малоимущих семей Центрального округа удивились уже на входе, когда артисты вручали каждому подарок от Карлсона. А в нем — шоколадка “Карлсон”, календарик, программка... Сладости получил даже министр культуры Михаил Швыдкой, который вместе с Александром Ширвиндтом вышел на сцену. Их парный конферанс носил явно антипедагогический характер.

— Во время спектакля разрешаю делать все, — сказал Ширвиндт. — Но шоколадки вы будете есть потом.

И, увидев малютку на первом ряду, с готовностью разворачивающую шоколад, спросил:

— Тебя как зовут?

— Аня.

— Перестань жевать, Аня.

— Не слушай, Аня, кушай шоколад, — сказал министр культуры.

А потом был спектакль с самым первым составом артистов: Тамара Мурина в роли Малыша, Валентина Шарыкина — мама, Нина Феклисова — домомучительница и, конечно же, Спартак Мишулин — самый лучший в мире Карлсон. Эта веселая семейка оторвалась на полную катушку и завела зал. Но на этом дело не кончилось. После спектакля на сцену позвали еще двух Карлсонов (Симонец, Чурбаков), двух Малышей (Кирсанова и Малюкова), а также несколько мам и фрекен Бок, сестер Малыша, их дружков и грабителей. Для семейства, некогда придуманного великой Астрид Линдгрен, юные артисты из Центрального дома железнодорожника устроили капустник с трехлитровой банкой варенья, плюшевыми собаками, песнями и танцами. На закуску вывели самого большого в мире Малыша — клоуна (Владимир Лебедев) в ползунках, с соской и, кажется, в памперсах.

Ну, вы поняли, Карлсон forever!!!

Юбилей месяца

А точнее, два в одном флаконе — 70-летие главрежа “Ленкома” Марка Захарова вкупе с его 35-летним руководством театром. Юбилей Захарова, к счастью, не превратился в пафосную государственно-партийную сходку и был отмечен рядом героических поступков. Так, например, сам Олег Янковский разделся до трусов и в виде негра, распевающего попсу, явился зрителю. Еще дальше пошли ровесники юбиляра во главе с Александром Ширвиндтом. Компания под его руководством из Державина, Адоскина, Дурова и Гафта, можно сказать, образцово провела репетицию панихиды, которая рано или поздно всех постигнет. Вообще торжество носило характер нежнейшего хамства, что в любом случае лучше пафоса. В финале всем спели “Аллилуйя!” из “Юноны” и “Авось”, и, пожалуй, впервые Захаров не соответствовал своему закулисному прозвищу — Мрак Анатольевич. Этот Мрак смущенно улыбался и с трудом сдерживал слезы.



Победитель месяца

Им стал 42-летний австралийский писатель Питер Финлей (Ди-Би-Си Пьер), получивший букеровскую премию за 2003 год. Он удостоен премии за дебютную повесть “Маленький бог Вернон”. Это фарс, черная комедия о тяжелой жизни подростков на техасщине. Жюри определило победителя в течение одного часа, что тоже является своеобразным рекордом.

Не отстала и Гонкуровская премия, отмечающая в этом году столетний юбилей. Не дожидаясь традиционного первого понедельника ноября, лауреата объявили на две недели раньше. Им стал Жак-Пьер Аметт за роман “Любовница Брехта”. Премия символическая — 10 евро, но — слава и публикации!

Оба победителя не знакомы нашему читателю. Но учитывая, с какой скоростью в последнее время переводятся в России западные бестселлеры, можно ожидать, что уже в начале года и мы сможем составить мнение о западных литературных лидерах.



Конкурент месяца

— детская книга Филипа Пулмана “Северное сияние”. В этом месяце она побила все рекорды и подвинула по продажам и чтению знаменитого Гарри Поттера. Автор — лауреат литературной премии “Темные начала”. В литературный поединок с Поттером вступила 11-летняя девочка-сирота Лира, которая учится в Оксфорде и способна с помощью особого прибора узнавать будущее и прошлое. Как Герда, она отправляется в Лапландию за своим другом, пойманным жрецами для опытов. По сравнению с ее подвигами Поттер просто отдыхает. Интересно, что, по оценкам экспертов, читает книгу гораздо больше взрослых, чем детей. А в ближайшее время ее ждет не меньший скандал, чем творение Роулинг. Пулман пошел дальше: он просто правит Библию, открыто дразня церковников.



Замах месяца

да не на что-нибудь, а на святая святых мировой культуры — древнегреческую мифологию — случился во МХАТе им. Чехова с легкой подачи Евгения Гришковца, который спектаклем “Осада” сказал новое слово в театральной истории. Правда, замахнулся он на эту мифологию: а) не грубо и беспардонно, а очень даже мило и со специфической гришковецкой изобретательностью; б) не один, а в компании с актерами, потому что пьесу они все вместе писали, а вернее, наговаривали прямо в процессе репетиций. Уложить получившееся литературное произведение в классическую схему сюжета — завязка, кульминация, развязка — нельзя, но это и не требуется. Лучше обратить внимание на то, что у каждого актера текст свой, неповторимый, а актерских составов несколько. Так что не факт, что, восхитившись оригинальностью мышления господина Гришковца со товарищи и придя на спектакль в следующий раз, вы увидите и услышите то же самое.

А еще стоит обратить внимание на то, что среди актеров, занятых в спектакле, нет самого Гришковца. Это первое его творение, где он не выходит на сцену и даже не называет себя режиссером, предпочитая этому громкому званию скромное “автор спектакля”.



Гастроли месяца

Которые также могли пройти по номинации “парадокс месяца” — а именно приезд театра “Гешер” из Израиля. Парадокс потому, что он на 98 процентов состоит из наших бывших соотечественников, отбывших на Землю обетованную 13 лет назад. За это время они приобрели то, что здесь многие артисты утратили давным-давно, — свободу существования на сцене. Израильтяне отыграли три спектакля, публика штурмовала МХАТ.

Удивление — как хорошо экс-россияне говорят на замороченном иврите — сменяло недоумение и даже страх перед другим вопросом. А именно: если бы они не уехали, остались бы они такими свободными и органичными на сцене?



Понты месяца

Лучшую оценку мадемуазель Волочковой, как ни странно, дали не специалисты в области балета, а кавээнщики. Парни из далекого Пятигорска сначала выставили на торги “понты” Волочковой, имея в виду невинные пуанты скандалистки. А потом предоставили ей последний шанс. Шанс вышел на сцену и оказался тяжелоатлетом, который публично брал вес “Волочкова”. Еле унес.

А теперь новости не из области шуток — упорная дама не оставляет претензий к Большому. В своем иске к театру балерина требует не только восстановить ее на работе и выплатить компенсацию за время вынужденного прогула, но и обязать руководство Большого заключить с ней бессрочный трудовой договор. Думается, что следующим пунктом ее требований станет место в усыпальнице Ленина на Красной площади. Во всяком случае, на своих афишах она теперь запросто пишет: “Волочкова. Кремль”. Может, Путина решила подсидеть? Во понты! То есть пуанты!



Дефиле месяца

организовал всемирно известный модельер, владелец ресторана “Максим”, посланец миссии мира ООН, создатель театра Espace Cardin в Париже г-н Пьер Карден. На сцене Театра имени Маяковского он с 20 по 23 октября демонстрировал два спектакля своего театра — мюзикл “Тристан и Изольда” и драматическое представление с танцами и пением “Безумства Дали”. Несмотря на то что оба шоу были выдержаны в сугубо театральных жанрах, приоритеты мэтра были очевидны. Это прежде всего миротворческая миссия, которой Карден чрезвычайно гордится, а также показ симпатичных моделей. Нельзя было не заметить, что гастроли Espace Cardin совпали с годовщиной теракта, обрушившегося на мюзикл “Норд-Ост”. Вряд ли это можно счесть случайным совпадением, тем более что в “Тристане и Изольде” на сцене появился чеченский юношеский танцевальный ансамбль “Ловзар” (“радость” в переводе с чеченского), участие которого стало настоящим эстетическим украшением спектакля. Миротворческий смысл этой акции столь же явен, сколь политически корректен. И если художественная составляющая карденовских спектаклей оказалась значительно слабее идеологической (за исключением все того же блестящего “Ловзара” и замечательного актера Стефана Роша, сыгравшего две главные роли в спектаклях), то показ костюмов от Кардена прошел успешно. Ничего революционного, но зато есть что взять на вооружение московским модницам. Особенно втачной рукав-клеш с разрезом по всей длине.



Потери месяца

В один день, 26 октября, из жизни ушли два великих человека — Леонид Филатов и Элем Климов. Оба были символами перестроечной эпохи. Элем Климов помимо личного творческого вклада (фильмы “Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен!”, “Агония”, “Иди и смотри”) сыграл одну из главных ролей в культурной жизни общества. В 1986 году он возглавил Союз кинематографистов, и при его содействии была создана конфликтная комиссия, которая начала снимать с полки картины, не прошедшие цензуру. После фильма “Иди и смотри” Климов ничего не снимал, несмотря на соблазнительные предложения, поступавшие к знаменитому режиссеру даже из Голливуда. Леонид Филатов в лентах “Успех” и “Забытая мелодия для флейты” воплотил на экране образ рефлексирующего интеллигента. А его ехидная и безумно талантливая поэма “Сказ про Федота-стрельца” вмиг разлетелась на цитаты. В последние годы смертельно больной актер вел программу “Чтобы помнили”, которая рассказывала о забытых артистах. Всего было снято 105 таких передач. 106-я и последняя будет посвящена самому Филатову.



Травма месяца

случилась с балетным премьером Большого театра Николаем Цискаридзе. Это произошло в Париже, где танцовщик должен был выступать в “Гранд-опера” в балете Ролана Пети “Клавиго”. Но на репетиции Николай серьезно повредил ногу. Ему предстоит операция на колене, а затем восстановительные процедуры. Из-за травмы Цискаридзе не сможет принять участие в январских гастролях Большого театра в “Гранд-опера”. Это особенно обидно, поскольку Николая парижская публика хорошо знает, он выступал здесь как “московская этуаль”, да и в гастрольной афише театра его имя шло первым. К тому же в парижских гастролях значится и “Пиковая дама” Ролана Пети, где роль Германна была специально поставлена на Цискаридзе и где у Николая не было дублера. Теперь партию Германна срочно разучивает Дмитрий Гуданов.



Виртуальность месяца

Весь месяц художественная общественность Москвы праздновала 70-летие самого знаменитого из ныне живущих наших художников — Ильи Кабакова. И в Московском доме фотографии его автобиографическая выставка состоялась. И Центр современного искусства откликнулся. Народу на вернисажах было не протолкнуться. Одно только плохо — сам Кабаков так и не приехал на день рождения. Пришлось публике довольствоваться виртуальным живым классиком, хоть и в нескольких телевизорах. А что Кабаков? Сказал: ноги моей здесь не будет — и слово держит.



Биеннале месяца

Столица стала городом поэтов со всего мира — от Дании до Казахстана. В октябре здесь прошел Третий международный фестиваль поэтов. Каждый день был заполнен публичными чтениями и презентациями книг, включая самиздатовские альманахи, раритетные сборники прошлого, фотографии культовых поэтов прошлого века.

Большая премия “Москва-Транзит” — за многолетнюю плодотворную работу, значительные художественные открытия в масштабе русской поэзии — была присуждена на открытии фестиваля поэту Бахыту Кенжееву.





Партнеры