Ночные волки

Нас подняли по тревоге в три часа утра. Заспанная гостиничная дежурная по этажу недовольно забрала ключи от номеров и опять улеглась на диванчик. А мы уже через 10 минут были в здании Тверского УБОПа, где собрался весь личный состав управления.

Так 28 октября началась широкомасштабная операция по обезвреживанию банды автоугонщиков, державших в страхе не только Тверскую, но и Московскую, Псковскую, Новгородскую и Ленинградскую области. В операции принимал участие и корреспондент “МК”.

Коридор УБОПа гудел. Его полностью заполнили оперативники, собровцы, следователи — все, кого среди ночи подняли на операцию. Она готовилась в полной тайне, поэтому даже бензин для машин выписывался по “документам прикрытия”. Всех собравшихся проинструктировал начальник

УБОПа полковник Владимир Магомалеев, или, как его называют подчиненные, Сулейманыч. Старшим тут же созданных групп роздали запечатанные конверты с адресами для обысков, и группы выехали из Твери в сторону Ржева. Именно там предстояло провести операцию. На часах — почти 4.00. До Ржева — 127 километров.

Операцию готовили совместно тверской УБОП и ОРБ (оперативно-розыскное бюро) ГУ МВД России по ЦФО. Координировал ее врио начальника ГУ МВД РФ по ЦФО генерал-майор Александр Кирушев. Мы принимали участие уже во второй ее части, целью которой был не столько массированный удар по банде, сколько “точечные” задержания конкретных ее членов.

Ржевский след

Владимир Магомалеев:

— В последнее время Тверская область по части незаконного завладения автотранспортом стала одной из самых криминализированных в России. Только за первые 6 месяцев этого года здесь совершено 592 кражи машин. Это на 40% больше, чем в прошлом году. А раскрываемость краж и угонов остается самой низкой в стране — всего 4%. И этот показатель только падает. Более того, если раньше в основном угоняли иномарки, то в последнее время бандюганы совсем обнаглели — крадут любой автомобиль вне зависимости от модели, года выпуска, принадлежности к региону.

...Трасса Тверь—Ржев была абсолютна пуста. Ночью ударил мороз, покрыв дороги легким ледком, и водители предпочитали отсиживаться дома. Только габаритные огни оперативных машин мелькали впереди, как красные флажки, обложившие стаю волков.

По дороге в Ржев начальник 8-го отдела ОРБ ГУ МВД по ЦФО Игорь Вяткин рассказал мне, как все начиналось и почему для финального этапа операции выбран именно этот город.

— Раньше ОРБ подобными делами не занималось. Угоны и кражи машин не наша прерогатива. Вот бандитизм, другие тяжкие преступления, совершенные в составе ОПГ, — это да. Но сейчас масштаб воровства машин превысил все возможные нормы...

Самое тяжелое положение сложилось в Твери. Статс-секретарь — замминистра внутренних дел Владимир Васильев, который курирует УВД Тверской области, провел оперативное совещание. После чего в июле этого года сотрудники ГУУР, ГУСБ, ГУБОП, ГУ ГИБДД МВД России были откомандированы в Тверскую область. На борьбу с тамошними угонщиками МВД России выделило 1 млн 300 тыс. руб. В области был создан временный отдел по борьбе с кражами и неправомерным завладением автотранспортными средствами.

В основном воровали новые отечественные машины и дорогие иномарки. Был даже случай, когда “железного коня” увели у высокопоставленного чиновника. Оперативники — и местные, и с Шаболовки — в это время уже работали в области и обложили угонщиков со всех сторон. Но на контакт жулики не шли, возвращать машины тем более не собирались. Их надо было брать с поличным: либо в самой машине, либо при ее продаже. С машиной чиновника это было сделать проще всего — уж больно она приметная. 11 экипажей постоянно рыскали по всей Твери.

Наконец появилась оперативная информация, что автомобиль спрятан где-то в отстойнике — пока не уляжется шумиха. Тогда опера стали действовать на нервы предполагаемым похитителям — отслеживали их перемещения по городу с помощью “наружки”. Жить бандитам стало совсем тяжело: за неделю такой активной оперработы им удалось угнать лишь две машины, и то дешевенькие: “Москвич” и “Запорожец”. Бандиты буквально взвыли и... выкинули из отстойника украденную иномарку, предварительно позвонив напрямую чиновнику и сообщив, на какой обочине она стоит. Автомобиль был даже полностью заправлен бензином — лишь бы от них отстали.

Но от них не отстали. Впрочем, до поры до времени в поле зрения оперов были только тверские фигуранты, которые немедленно залегли на дно. Тем более что по угонам в городе работала одна маленькая группа, да и “бизнес” этот был для нее не основным.

Очень мешала утечка информации. Московских оперативников “пасли” местные бандиты, знали даже номера в гостинице, где те жили. Часто приходилось менять не только номера, но и гостиницы.

Но скоро опера уже точно знали: главной базой угонщиков была не Тверь, а расположенный чуть дальше от Москвы Ржев. Сами тверские братки возмущались деятельностью своих ржевских “коллег”, называли их “отмороженными”. Те воровали все, что попадалось под руку. Причем не только в соседних Твери, Осташкове или Нелидове, но и в Московской, Псковской областях.


Из официальной сводки:

“Только за период с 11 июля по 11 августа 2003 г. в области было зарегистрировано 119 краж автомашин и 49 фактов неправомерного завладения транспортными средствами. За этот же месяц были раскрыты 21 кража и 24 факта неправомерного завладения транспортными средствами. Раскрываемость преступлений данной категории выросла в 7 раз и составляет почти 30%. По подозрению в совершении краж автомашин задержано 47 человек, из них 14 — арестованы...

На территории Тверской области проверено свыше 17 тыс. гаражей, более 9,5 тыс. частных дворов, 2330 автостоянок, 2309 автокооперативов, 2308 автосервисов, 1726 магазинов автозапчастей... На дорогах г. Твери и Тверской области проверено свыше 65 тыс. единиц автотранспорта. Это принесло определенные результаты: по подозрению в изменении идентификационного номера задержано 245 автомобилей, выявлено 48 автомобилей с перебитыми идентификационными номерами, 24 поддельных паспорта транспортных средств. За весь период проведения мероприятий (2 месяца) из 300 совершенных преступлений данного характера раскрыто 90. За совершение краж и угонов задержано 93 лица (за 6 месяцев 2003 г. было задержано только 43). Из 157 похищенных автомобилей владельцам возвращено 56. Обнаружено и изъято 85 автомашин, находящихся в розыске”.

Перебитые номера

Наконец мы подъехали к Ржеву. Город еще спал, лишь редкие прохожие иногда встречались на улицах. Штаб операции расположился в единственной городской гостинице с одноименным названием “Ржев” и гордой надписью “Казино” на фасаде. Местная милиция об операции ничего не знала. На всякий случай, чтобы не было утечки информации. Городок-то — всего 70 тыс. жителей. Все друг с другом знакомы, у многих подозреваемых родственники работают в милиции. Поэтому мы двигались небольшими группами, чтобы никто ничего не заподозрил.

Оперативникам и следователям предстояло проверить 37 адресов, провести обыски, изъять похищенное и провести задержание предполагаемых преступников.

Когда обыски уже были в полном разгаре, в город въехали 10 машин БОН (батальона особого назначения при ГУ ГИБДД). Это спецподразделение имеет право действовать по всей стране. Именно его бойцы сопровождают правительственные кортежы, все они прошли Чечню, многие имеют ордена и медали. В задачу БОНа входила полная блокировка города. Руководители операции понимали, что долго сохранять ее в секрете не удастся. Угонщики наверняка попытаются скрыться, возможно, на ворованных машинах. А это прекрасный шанс взять их с поличным. К тому же машины БОНа оборудованы компьютерами, по которым легко пробить любое авто: в угоне оно или нет?

На часах — 6 утра. Мы получили сигнал, что по одному из адресов задержан некий Ник (все данные изменены в интересах следствия, поскольку некоторые члены банды до сих пор находятся на свободе. — О.Ф.).

Когда мы подъехали к 5-этажной хрущевке, обыск там шел вовсю. Скромная, если не сказать убогая, однокомнатная квартира. На кухне развешены цветастые пеленки. Там же на руках у симпатичной молодой женщины притихший малыш — ему, похоже, даже нравится такое нашествие незнакомых людей. Женщина тоже совершенно спокойна — как будто знала: рано или поздно все этим и закончится.

Тем временем Ник, папа малыша, в присутствии понятых отвечал на вопросы следователя.

— Зачем тебе столько пачек “Беломора”?

— На зоне привык курить.

— За что сидел?

— Три года назад, за кражу.

Оперативник на наших глазах достает из серванта какие-то документы. Оказывается, техпаспорт на “Форд”. Все напускное спокойствие Ника сразу пропадает. Он начинает возмущаться: мол, в первый раз видит эти бумажки и ничего о них не знает. Тем временем в одной из коробок оперативник находит марихуану. После этого Ника задерживают и отводят в “пазик” СОБРа, примостившийся возле гостиницы. Там в скором времени соберутся все 10 задержанных.

А мы мчимся на окраину города, в гараж, принадлежащий Нику, и там находим машину, уже полностью ошкуренную и готовую к перекраске. Эксперты делают предварительный вывод: номера на двигателе перебиты, а следовательно, есть все основания полагать, что машина краденая. Мы с руководителем пресс-службы ГУ МВД по ЦФО Алексеем Кутилиным помогаем выкатить ее из гаража для более детального обследования. И в этот момент нам опять звонят из штаба: в центре города экипаж БОНа пытается остановить “Ауди”, угнанную в Твери. Предположительно, за рулем находится один из угонщиков. С ним был и пассажир, но водитель высадил его на повороте. Правда, далеко тот пешком не ушел — сработали оперативники.

Наконец “Ауди” блокирована СОБРом. То, что она краденая, — сомнений уже нет. Экипаж БОНа остается ждать экспертов и понятых, а мы едем в штаб, где начинается допрос задержанных.

Спрашиваю у одного из них, Алексея Озерецкого:

— Вы знаете, за что задержаны?

— Да, я был в машине, которую догоняла ГАИ.

— Вы ранее судимы?

— Нет.

— А чем занимаетесь, где работаете?

— Нигде не работаю. По случаю чиню машины, на это и живу.

— А вы знаете, что машина, на которой вы ехали, ворованная?

— А мне какая разница, ворованная она или нет? Привезли — я починил. Лишь бы заплатили.

Позже эта бравада пройдет, особенно когда задержанные поймут, что их не оставят в местном, ржевском, изоляторе, а повезут в Тверь, где официально предъявят обвинения...

А вот и “крыша”

Надо сказать, что древний русский город Ржев находится в диком запустении. Старинные дома никогда не знали ремонта, а на “хрущевки”-общежития страшно смотреть — как бы не развалились прямо на глазах. Большинство горожан нигде не работает, “счастливчики” же получают около 500 руб. в месяц. Конечно, бедность не оправдание воровству, но отчасти это объясняет ситуацию, сложившуюся там с угонами.

...Вскоре возле общаги, что стоит рядом с монументом погибшим в Великую Отечественную, задерживают еще одного угонщика. В его гараже оперативники обнаружили новенькую иномарку. Бывший зэк Шматок чем-то неуловимо похож на Ника. Разве что ростом повыше и ведет себя потише. Он уже понимает, что влип по-крупному. Шматок тоже нигде не работает, но выглядит вполне ухоженно, явно не бедствует.

Нам приходит известие: на соседней улице задержан местный авторитет. Опера говорят, именно он “крышевал” угонщиков. Обеспечивал им защиту от конкурентов, за что получал долю с каждой угнанной машины. Пожалуй, “крыша” живет лучше всех остальных задержанных. Большая квартира в новом доме, импортный телевизор... Да и ведет себя мужчина уверенно и нагло. Улыбается в камеру, даже позирует. Явно уверен, что скоро выйдет на свободу.

Город постепенно становится похожим на растревоженный улей. Машины БОНа на каждом перекрестке, людей, которых отовсюду выводят в наручниках, невозможно не заметить. Однако все это уже не имеет значения. Основная группа подозреваемых уже задержана. На часах полдень. Руководители операции Игорь Вяткин и Владимир Магомалеев немного расслабились и успокоились. Все получилось.

Последнего задержанного везли на своей машине мы. На вид — обычный работяга, лет за сорок. Руки насквозь пропитаны бензином и маслом. Он заботливо расставил по местам вывороченные во время обыска инструменты, выключил свет, вырубил источник питания и только потом вышел из гаража.

Сергей Поморцев действительно работяга, автомеханик — золотые руки. На наших глазах у него изъяли приспособления для перебивки номеров на двигателе, да и найденная в гараже машина с транзитными московскими номерами вызвала много вопросов у следователя. Но Сергей хитрит — твердит, что ничего не знает. Давит на жалость: дочке 15 лет, сын — инвалид с детства, сам — безработный, живет на зарплату жены и случайный заработок.

Однако сын Поморцева, хоть и инвалид, не только прекрасно водит машину — он еще постоянно помогает отцу в гараже. Его тоже задержали в этот день.

Сигнализация? Не проблема

Эта бандитская группа отличалась четкой иерархией. Все обязанности и последовательность действий были заранее расписаны и хорошо известны всем участникам банды. У группы были лидер, “крыша”, несколько исполнителей-угонщиков (впрочем, и лидер тоже нередко выезжал на дело — наверное, потому, что был самым молодым, 24 года) и “мастера” — те, кто перекрашивал машины, перебивал номера, готовил авто к продаже.

Как рассказал начальник 8-го отдела ОРБ Игорь Вяткин, за неделю группа могла выезжать на дело даже по 3—4 раза. Как кончались деньги, так и выезжали. Действовали они во всех близлежащих областях, которые прекрасно знали. Могли проехать по любой проселочной дороге, чтобы обогнуть пост ГИБДД. Впрочем, не исключено, что и некоторые сотрудники ГИБДД помогали угонщикам.


Из официальной сводки:

“Сотрудниками ОСБ УВД Тверской области задержан госавтоинспектор ГИБДД ОВД Калининского района Тверской области по подозрению в совершении должностных преступлений, связанных с незаконными действиями при регистрации транспортных средств”.

Угонщики были настоящими профессионалами. Ночью при выключенных фарах и габаритных огнях они могли гнать машины на жесткой сцепке со скоростью 120 км/ч, а в одиночку выжимали и 180 км. Самые наглые даже не останавливались по команде гаишников, а от погони легко уходили на более мощных машинах.

Жертвами угонщиков становились и владельцы дорогих иномарок, и хозяева “шестерок”. “Жигулят” потом продавали всего за 300 долларов. Под конкретный заказ группа работала довольно редко — чаще брали, что сами хотели. “Заработанное” честно делилось между всеми ее членами, ну и, конечно, часть денег уходила “крыше”.

На дело выезжали по вечерам. Могли взять и первую попавшуюся понравившуюся машину, и ту, которую долго выслеживали. Следили, как правило, за теми, кто ехал на дачу в область. В Москве угонщики особенно хорошо освоили Северный округ, а в Подмосковье — окрестности тверской трассы. Садились “на хвост” и доводили автомобиль до ворот дома. А ночью уже приходили брать: тихо снимали с петель ворота и выводили машину со двора. Вся операция была так отработана, что на нее уходили считанные минуты, а хозяева обнаруживали пропажу только утром. Причем проблем с сигнализацией у ржевской бригады не возникало. Любое хитрое защитное устройство они взламывали за несколько минут. Бывалые гаишники и опера только ахали, слушая их рассказы...

Существовало несколько способов реализации украденного.

Первый: машину угоняли на заказ. Второй: машину продавали сами. Правда, перед этим у нее перебивали номера и легализовывали ее через официальные органы. Бывали случаи, когда угнанную в Москве машину в столице же потом и продавали.

Третий — машину за определенную сумму возвращали хозяину. Как правило, в любом районе есть человек, к которому автолюбитель всегда может обратиться за помощью в случае кражи. Местные жители знают, что тот свяжется с угонщиками по собственным каналам и уже через несколько дней скажет, сколько и кому нужно заплатить за свою же машину. Этот человек — “агент” группировки. Он получает свой процент с каждой реализованной машины. Но всегда есть опасение, что хозяин автомобиля параллельно обратится в милицию и жуликов возьмут с поличным.

Выбитое звено

Как утверждают оперативники, всего угонщиков в Ржеве около 70 человек. Проведенная операция не первая и не последняя, но одна из самых важных. Задержано 10 человек, найдено 17 угнанных машин, изъято 2 кг тротила, 6 охотничьих ружей, марихуана, героин, кокаин, незаполненные техпаспорта на машины, две радиостанции. Ликвидирован цех по перебивке номеров и перекраске машин... Фактически полностью выбито ключевое звено в среде ржевских угонщиков. Конечно, их ловили и раньше и даже брали с поличным. Но простые перегонщики — это только малая часть группы, причем второстепенная. А теперь сел за решетку костяк. Примечательно, но на следующий после операции день — впервые за год! — на территории области не было зарегистрировано ни одного угона.

Впрочем, по словам Игоря Вяткина, Ржев был важной, но далеко не единственной базой угонщиков. Во главе их огромной, хорошо отлаженной организации стоят серьезные московские криминальные авторитеты. 8-й отдел ОРБ продолжает свою разработку. Тем более что несколько членов ржевской группы, по оперативной информации, скрываются сейчас в Москве. Готовится операция и еще в одном большом городе Центрального федерального округа, где угонщики тоже чувствуют себя очень вольготно.

...Мы вернулись в Тверь уже за полночь. Почти сутки продолжалась операция, о которой на следующий день было доложено и.о. министра внутренних дел Нургалиеву. Трасса Ржев—Тверь мигала огоньками габаритных огней. В основном это были машины оперативников, тащивших за собой ворованные машины.

Утром во дворе здания тверского УБОПа выстроился целый ряд авто, готовых в ближайшее время вернуться к своим хозяевам в Москву, Псков, Новгород, Тверь... Был даже обнаружен “Мерседес”, находящийся в интерполовском розыске.

Задержанные уже начали давать показания, в том числе и на тех, кто руководит группировкой на самом верху. Как сказал генерал Кирушев, тверской положительный опыт по борьбе с угонами будет теперь использован на всей территории Центрального федерального округа.


PS. Благодарим за помощь в подготовке материала пресс-службу ГУ МВД России по ЦФО и УБОП при УВД Тверской области.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру