Любовь с оговорками

“Элиты в России не осталось. В том числе — политической. Всю элиту уничтожили в 17-м году”, — с этого поистине сенсационного откровения министра обороны Сергея Иванова начался вчера его официальный визит в Армению.

Вопрос о российской политической элите был поднят армянскими журналистами во вполне невинном контексте. Их интересовало, существует ли в нашей элите консенсус по поводу отношений с Арменией. По-видимому, уверенность в стабильности российской любви поколебала в них та теплота, с которой российские власти отнеслись к недавно избранному новому президенту Азербайджана.

Крепкий союз с Россией — это принципиальная позиция Армении. Как сказал министр Иванов, из всех стран СНГ Армения наиболее серьезно относится к своей безопасности, а дружественные отношения с Россией играют ключевую роль в ее обеспечении.

Для России Армения также является одним из важнейших звеньев обеспечения безопасности. Она — наш единственный надежный союзник в Закавказье, на поддержку которого мы всегда можем рассчитывать со 100-процентной гарантией.

Закономерно, что и визит российского министра обороны в Ереван был полностью посвящен дальнейшему развитию этих отношений. В договоре о российской военной базе на территории Республики Армения от 16 марта 1995 года слова “взаимная безопасность” были исправлены на “взаимная помощь”. Также достигнуто согласие по сведению разрозненных участков земли, на которых размещена наша база в Гюмри, в один — единый.

Армения как член Договора о коллективной безопасности пользуется определенными льготами при закупке в России вооружения. Оно продается ей по более низким ценам, чем, например, Азербайджану. Однако, как пояснил министр Иванов, Армения не имеет права реэкспортировать российское оружие, а с 1 января следующего года будут введены дополнительные правила контроля, позволяющие российским инспекторам в любой момент времени прийти и проверить, где находится проданное армянской армией вооружение и в каком оно состоянии. Причем правила эти будут распространяться не только на Армению, но и на всех членов ДКБ.

Вывоз и размещение в Армении оборудования и техники с российских военных баз в Грузии также подробно обсуждалось в переговорах. Что касается ситуации в самом Тбилиси, министр Иванов видит ее как “внутреннее дело Грузии, в которое Россия ни в коем случае не будет вмешиваться”. Наши военные в Грузии сохраняют нейтралитет, огонь они могут открывать только в том случае, если на них кто-то нападет. Но это — маловероятно.

Кстати, по данным наших источников в военном ведомстве, батальон грузинского спецназа, который готовили американские инструкторы для борьбы с террористами в Панкисском ущелье, сейчас подтянут к Тбилиси. Американцы оказали помощь грузинским ВС, но неизвестно еще, во что эта помощь выльется, не приведет ли она к столкновению спецназа с гражданским населением, а не с чеченскими боевиками.

Попытки США “закрепиться” такими способами в Грузии, однако, никак не влияют на отношения России и НАТО, которые в будущем году ознаменуются проведением совместных боевых учений наших подразделений с аналогичными частями отдельных стран — членов НАТО. Затраты на проведение этих учений уже заложены в бюджете Минобороны. Более того, как стало известно из осведомленных источников, в будущем году в госбюджете планируется сократить расходы на ОБСЕ (мы им платим в год порядка 30 млн. долларов) и перекинуть эти деньги на развитие программ сотрудничества с НАТО.

Возможно, у элиты общества и нашлись бы по этому поводу кое-какие возражения. Все-таки Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе — не совсем уж бесполезная структура. Права человека защищает, проверяет, не нарушаем ли мы их в Чечне... Но раз нет элиты — нет и возражений. НАТО — так НАТО.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру