Никаких гарантий

17 ноября 2003 в 00:00, просмотров: 90

Вокруг страхования банковских вкладов депутаты и чиновники ломают копья больше десяти лет. И до сих пор никак не могут решить, можно ли снять госгарантии с вкладов, которые находятся в Сбербанке, должен ли он войти в общую систему страхования и на каких основаниях.

Сейчас главная задача чиновников — добиться прохождения этого закона в старой Думе, чтобы он вступил в силу уже с января следующего года. Об этом рассказал “МК” замминистра экономического развития и торговли России Аркадий Дворкович.


— Аркадий Владимирович, что же будет со Сбербанком?

— Вопрос его вхождения в систему пока продолжает обсуждаться. Все еще существуют разные варианты. Один из них предусматривает сохранение госгарантий до 2007 г. Притом что в остальном банк будет входить в систему на общих основаниях, как и другие участники, и выплачивать взносы по тем же ставкам. Второй — я бы его назвал вариантом Сбербанка, взял за основу первое чтение. С важным дополнением: средства, которые станет перечислять Сбербанк, будут переводиться на отдельный счет. До тех пор, пока доля вкладов в нем не станет менее 50% от общего объема частных вкладов в банковской системе. Однако не позднее 1 января 2009 г.

— А в чем смысл отдельного счета?

— Аргументы приводятся разные. Его сторонники давят на то, что Сбербанк не должен оплачивать проблемы других банков, если таковые появятся. Ведь пока ему придется перечислять в страховой фонд больше половины всех взносов. Получается, что ответственность мы перекладываем со Сбербанка на бюджет, на налогоплательщиков. Если в фонде не будет хватать денег, мы будем вынуждены пополнять его именно за счет казенных средств.

— В общем, выгода сомнительная. Но есть и еще один вариант?

— Да. Третий тоже поддерживается довольно многими. Это вариант “дедушкиной оговорки”. То есть предлагается сохранить госгарантии не на все вклады Сбербанка, а только на те, договора по которым заключены до даты вступления закона в силу. Именно к нему сейчас склоняется большинство сторон. Думаю, именно он и будет принят.

— Вы сказали, что в случае нехватки денег в фонде пополнять его будет бюджет. На каких условиях?

— Пока принята следующая редакция: если в фонде не хватает средств для выплаты денег вкладчикам в течение двух недель, Агентство по реструктуризации кредитных учреждений (АРКО), выполняющее функции фонда, обратится за помощью в правительство. Право правительства выделять такие средства (наряду с возможностью занимать эти деньги у Центрального банка) должно быть прописано в законе о бюджете на следующий год. Причем независимо от того, было обращение или нет.

Однако есть и минусы: законом устанавливается сложная цепочка обращения (правительству придется получить разрешение в Думе). Есть риск, что на каком-то этапе что-то сорвется и правительство не уложится в сроки. Однако если речь идет о небольших суммах, которые можно будет возместить в течение одного финансового года, мы предполагаем разрешить правительству выдавать беспроцентные бюджетные ссуды.

— Изменится ли количество банков, работающих с вкладами граждан, после вступления закона в силу?

— Думаю, не все банки пройдут отбор, даже при объективных критериях. Но те, кто действительно активно работает с вкладами граждан, пройдут точно.

— Есть надежда, что закон будет принят нынешней Думой?

— Думаю, да. Уверен в этом на 80 процентов: консультации идут каждый день. Однако, если график, который наметили, сдвинется хотя бы на день-два, мы серьезно рискуем перенести законопроект на весеннюю сессию.




Партнеры