FIATo ля комедия!

20 ноября 2003 в 00:00, просмотров: 430

В минувший понедельник были оглашены результаты конкурса “Автомобиль года” (Car of the Year-2004), и результаты вы уже знаете из вчерашнего номера “МК”. Победила “итальянская “Ока” — “Fiat Panda”. Финал конкурса, проводимого в Дании, может оказаться самым скандальным со времени первого автосоревнования 1963 года. В этот раз случилось то, чего никто в автомире даже и не предполагал.

Сначала из “первенства Европы”, в котором было 35 машин, выкинули “VW Touareg” и “Porsche Cayenne” (это и понятно, т.к. они явно не подпадают под главный критерий “цена—качество”). Затем — спортивные “Nissan 350Z” и “BMW Z4”. Под раздачу попали также новомодные “Honda Accord” и “Volvo S40”, “Jaguar XJ8” и джипы “Lexus RX 300” и “Toyota Land Cruiser”, а также лучший автомобиль Женевского автосалона 2003 г. “Citroёn C3 Pluriel”.

В итоге остались 7 финалистов: новая “пятерка” от BMW, “Toyota Avensis”, “Nissan Micra”, “Mazda 3”, “Opel Meriva”, “VW Golf” 5-го поколения и “Fiat Panda”. Многие ставили либо на “Opel”, либо на “BMW”. В крайнем случае — на “VW Golf”. Но никто не ожидал увидеть на пьедестале почета “Fiat”.

Дела концерна дышат на ладан. Хиреющее предприятие только по итогам прошлого года понесло убытки в 4,3 млрд. евро, и если бы не входящие в концерн “Ferrari”, “Alfa Romeo” и “Lancia”, то они могли бы быть и больше. Продажи в Европе падают изо дня в день. В России положение еще хуже: даже навороченный “Fiat Stilo” — и тот потерпел крах. Почти везде марка “Fiat” ассоциируется с низким качеством и ненадежностью. Да к тому же новаторского и революционного итальянцы давно уже не предлагали. Так откуда растут ноги у этой неожиданной победы?

Предвещал ее солидный скандал, который будет почище ожидаемого еще год назад банкротства фирмы. Модель “Panda”, показанная в этом году на автосалоне в Женеве, выглядела совсем иначе (как “пляжный джип”), а машина-победитель была представлена под названием “Fiat Gingo”. Но тут “Renault” поднял бучу и подал на своих собратьев по Евросоюзу в суд, обвиняя итальянцев в том, что “Gingo” слишком напоминает название их модели “Twingo”. Фиатовцы испугались и спешно переименовали новинку в честь китайского медвежонка — как и свой женевский концепт. А точнее, вернулись к названию, которое было раскручено в Европе ровно 25 лет назад. На “апеннинской “Оке” в те годы ездили в основном нищие и жители горных районов Италии, потому что тот “медвежонок” был полноприводным.

Чуть ли не единственным тест-драйвером победителя был представитель жюри (всего их 58) от России Михаил Подоражанский (кстати, в прошлом корреспондент “МК”). До поездки в Данию он долго рассказывал мне, что просто устал от этой машинки, в которой сидеть неудобно, при попытке регулировать руль постоянно прищемляешь палец, а скорости отказываются переключаться...

Впрочем, нашему потребителю все минусы малышки особо ни к чему, и знать о них необязательно. Поставлять в Россию (во всяком случае в 2004 г.) ее не собираются, а если даже соберутся, то покупать четырехдверный вариант “Оки” вряд ли кто-то захочет — ведь в Европе цена на “Panda” объявлена в диапазоне от 7950 до 10950 евро. Приплюсуйте сюда расходы на растаможку и цены на транспортировку. Плюс навар дилера. В итоге базовая цена может получиться от 15000 евро. Ну и кому такая “букашка” с двигателями 1,1 л (55 л.с.) или 1,2 л (60 л.с.) нужна? Дизель же в Россию импортеры вообще не везут. Тут вам не Европа, а матушка-Россия: в регионах “Panda” задаром не нужна, а в Москве столь маломощные малолитражки вообще не имеют спроса. У нас тут все либо на джипах, либо на “Hyundai” (модель “Getz” — почти копия итальянца). А звание “Автомобиль года” вряд ли поможет. Вот в прошлом году лучшим стал “Renault Megane II”. И что, сильно этот титул повлиял на результаты продаж?..

И все-таки “Fiat Panda” в первенстве Европы набрал 281 балл. Второе место разделили “VW Golf V” и “Mazda 3” (241 балл). Далее — “Opel Meriva” (213), “Toyota Avensis” (219), BMW “пятерка” (140) и “Nissan Micra” (111).

Это 7-я победа непосредственно “Fiat” в конкурсе и 11-я — как концерна (за счет “Alfa Romeo”). Заслуженно или нет — покажет время. Уже сегодня появилась информация, что тест-драйверам в Дании в “бардачки” были положены конверты, которые и сыграли решающую роль. Ведь машина, которую будут награждать в Париже 19 января 2004 г., — последний шанс итальянцев спасти фирму, которая, может быть, уже завтра будет объявлена банкротом. Если факт взятки будет обнаружен, то результаты, естественно, аннулируют. Кстати, по некоторым данным, не все члены жюри вообще обкатывали “Fiat”.

Если все это окажется правдой, то на конкурсе Car of the Year можно ставить точку.




Партнеры