Фабрика слез

26 ноября 2003 в 00:00, просмотров: 321

Голливуду явно становится тесно. Актеры рвутся в политику, а киностудии ищут страны, где киноиндустрия развита слабо, а значит, еще осталась возможность застолбить себе место. Пусть и под чужим солнцем — киноакадемиков это не смущает.

И вот очередь дошла и до России, в которой господдержка кинобизнеса проявляется разве что на бумаге. На этой неделе в Вашингтоне начался очередной раунд переговоров по присоединению нашей страны ко Всемирной торговой организации. Кроме уже известных трений по поводу курятины и самолетов американцы потребовали от наших переговорщиков допустить их компании на российский кинорынок.

Сейчас в России существует ограничение: иностранные компании и капиталы могут участвовать в производстве отечественной кинопродукции. Правда, их вклад должен составлять не более 30 процентов. Америка же настаивает не просто на увеличении доли, что было бы менее болезненно, а на полной отмене ограничений. А это автоматически означает, что на “Мосфильм” и “Ленфильм” обрушится поистине золотой дождь.

Особенно радужно это предложение выглядит на фоне государственной поддержки кинематографа, которую все обещает отечественное правительство. В нынешнем году, к примеру, власти собирались выделить киношникам два миллиарда рублей. Деньги, конечно, для бюджета немалые, но для создания кино — просто пшик, поскольку среднестатистическая качественная российская лента стоит как минимум 1—1,5 миллиона долларов. Впрочем, и обещанного власти не выполнили: на российское кино они выделили в итоге всего миллиард “деревянных”.

Напомним, Путин во время недавнего посещения “Мосфильма” рекомендовал киношникам продавать хорошие рейтинговые картины “в пакете” с менее бюджетными. Точно так, как делают это американские компании: дескать, хотите показать суперфильм — купите еще 10 ширпотребов. Однако в нашей действительности это практически невыполнимо, поскольку и на мелочевку денег днем с огнем не сыщешь.

Но предложение американцев, сулящее большие деньги, как любая медаль, имеет и обратную сторону. Сейчас в российском прокате отечественное кино и так весьма редкое явление. К примеру, в прошлом году наши кинотеатры показали порядка 150 новых фильмов. Из них 80 — американские, 30 — производства Франции, и всего 20 российских. К тому же, хотя киноиндустрия в России и развивается, темпы ее весьма далеки от оптимальных. А Штаты просто так давать деньги не привыкли: они, естественно, станут вмешиваться в производственный процесс. И в результате русское кино станет очень похожим на американскую “жвачку”.

Как рассказал главный российский переговорщик — замминистра экономического развития Максим Медведков, просто так Россия отдавать кинорынок не собирается. “Это вопрос не только денег, но и сохранения культурного наследия”, — говорит он и заверяет, что биться за кино будут до последнего. Однако эксперты не очень-то верят, что во время переговоров его не сдадут. Дело в том, что это наименее болезненный вопрос по сравнению с той же курятиной. А значит, в “благодарность” на уступки по другим позициям российский кинорынок вполне может быть отдан на растерзание Голливуду.

Нынешний этап переговоров завершится в конце недели. Скорее всего к этому времени решится, выиграют спор бешеные деньги или культурные традиции.




Партнеры