На ловца и грипп бежит

Найдено ли в мире средство от атипичной пневмонии и что для этого сделано в России? Можно ли повлиять (поставить преграду) на ввоз в Россию некачественных продуктов? Какие заболевания у школьников можно предотвратить, если следовать новым санитарным правилам? На каком расстоянии от жилого дома должны стоять торговые точки? Какие решения приняты в нашей стране, чтобы мы узнавали трансгенные продукты, покупая их в магазинах? Можно ли упредить грипп и каких штаммов вируса следует опасаться в этом году?

На эти и другие вопросы наших читателей ответил в ходе прямой линии “МК” Геннадий Григорьевич ОНИЩЕНКО, главный государственный санитарный врач РФ, доктор медицинских наук, академик РАМН, профессор.

Нерусская зараза

— Геннадий Григорьевич, звонит москвич Олег Михайлович. Скажите, пожалуйста, есть ли методики диагностики атипичной пневмонии и найдены ли средства борьбы с этой “нерусской заразой”?

— В нашей стране разработана тест-система, которая прошла государственную регистрацию. Ею обеспечены Центры госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации. Еще одна тест-система ИФА разрабатывается. Она более медленная, но более точная — сейчас рассматривается в фармкомитете. Есть и международная методика, которую мы намерены закупить.

— Житель Рязани Новиков. Слышал, в Новосибирске закрыли лабораторию по исследованию вируса атипичной пневмонии “Вектор”. И что теперь? Хотелось бы также узнать о способах распространения этой инфекции, передается ли она через руки, продукты?..

— В Новосибирске объявили о сокращении исследования, но такие исследования мы ведем в Москве. Идут они и в Саратове. Плохо, что мы вынуждены ограничивать исследования по причине того, что нет денег. Что касается второго вопроса: по тем данным, которыми мы сегодня располагаем, и по данным, которые есть у мирового сообщества, атипичная пневмония передается воздушно-капельным путем. Есть предположение, что можно заразиться и элементарным путем — через руки и т.д. Но строгих научных данных пока нет. Поэтому соблюдение обычного режима (мыть руки перед едой, после улицы) обязательно.

— А придумали ли что-то в мире радикальное против атипичной пневмонии?

— Пока нет. Проводится обычная противовирусная терапия, которая используется для профилактики гриппа, гепатитов. Специального средства нет. К сожалению, нет и вакцины. Но меры предпринимаем. Налаживаем диагностику. Учим врачей в регионах, как правильно ставить диагноз. А буквально на днях я утвердил инструкцию, что делать врачам в случае выявления такого больного в стационаре или на дому. Какие меры предосторожности в этом случае — для персонала, для окружающих, что надо знать при транспортировке больного, какая должна быть дезинфекция...

— Егор Новиков, москвич, инвалид. Геннадий Григорьевич, а как вы сами спасаетесь от гриппа?

— Веду здоровый образ жизни. Не курю, принимаю поливитамины. Привился от гриппа...

— И какая самая безопасная прививка от гриппа?

— Из наших — гриппол. Я бы сказал, это самая эффективная вакцина и от самых актуальных штаммов, которые мы ожидаем в предстоящем сезоне. Кстати, с учетом предварительных данных, полученных из Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), можно с высокой степенью вероятности предположить, что в предстоящий эпидсезон эпидемический подъем заболеваемости гриппом будет средней интенсивности и циркулировать будут известные вирусы, с которыми мы уже сталкивались.



Гены в трансе

— Людмила Павловна беспокоит. Меня очень волнуют трансгенные продукты. После приема кефира и йогурта, содержащих модифицированный крахмал (так было написано на этикетке), появилась жуткая аллергия — отеки на лице. В одной из газет был напечатан список генетически измененных продуктов. Это и обратило мое внимание.

— Вот видите, хоть и с замедлением, но начинают срабатывать мои требования к производителям, что надо обязательно делать маркировку продуктов, полученных из генетически модифицированных источников. Одним из тестов (разрешать или не разрешать использование того или иного продукта у нас в стране) является тест на аллергенность.

К сожалению, людей, страдающих от аллергии, у нас в стране сегодня очень много. Может быть, и у вас — особая индивидуальная чувствительность, и аллергия вовсе не на крахмал? Реакция ведь может быть и на холод, на цветение трав... К сожалению, получилось так, что наша страна, особенного город Москва, чрезвычайно зависимы от импорта.

Я бы вам посоветовал: откажитесь прежде всего от продуктов, которые у вас вызывают аллергию, и переходите на наши российские кефиры. Они, по-моему, гораздо дешевле и вкуснее. Лично я ем только российский кефир. И обратитесь к специалисту. Ведь аллергены сегодня сопровождают нас всюду. От аллергии в России сейчас страдает и взрослое население, и 60% детей.

— Алла Ивановна, мать грудного ребенка. Недавно прочитала, что теперь даже для младенцев в детское питание включают модифицированный крахмал. Это же преступление! Последствия, говорят, ужасны. Кстати, англичане закрыли ворота для американской сои в свою страну. А у нас, наоборот, я слышала, будет совместная с американцами компания по производству этой гадости.

— Сказать, что использование трансгенных продуктов — преступление, нельзя. Но тема эта действительно очень большая и серьезная. Что такое генетическая модификация? Сегодня это можно сделать достаточно быстро, найдя соответствующую последовательность в генофонде того или иного растения, добиться, например, его морозоустойчивости и т.д.

С внедрением трансгенов немало и других проблем, а самое главное — не исключается возможность умышленного нанесения вреда. Поэтому основная наша задача — с помощью современных достижений науки обеспечить адекватный контроль безопасности. Продукты такие производят и будут производить, как бы мы ни сопротивлялись, ни закрывали на них глаза, ни прятали голову в песок. А вот если не сможем обеспечить контроль, к нам и будут везти все подряд. Сегодня Госсанэпидслужба России очень серьезно осуществляет надзор и контроль за импортом пищевых продуктов.

— Ирина Михайловна. К сожалению, не на всех продуктах указывают наличие трансгенного компонента — вот в чем беда. Можно ли добиться, чтобы на всех упаковках можно было прочесть о настоящем происхождении продукта? Чтобы человек сам решал, кушать ему этот измененный ген или нет?

— Я этого как раз и добиваюсь. В Госдуму Российской Федерации мы внесли соответствующий законопроект. Чтобы было не просто постановление Главного государственного санитарного врача о нанесении информации на упаковку пищевых продуктов, полученных из генетически модифицированных источников (оно издано еще 08.11.2000 г. под №13 и зарегистрировано Минюстом РФ 09.11.2000 г.), а федеральный закон! Думаю, мы этого добьемся.



Союзники по... мусору

— Геннадий Григорьевич, говорит Маргарита Алексеевна Редькина. Я старшая по первому подъезду в своем доме 25, корпус 5, по улице Теплый Стан. От соседнего дома к нашему перенесли мусоросборники. И получилось так, что с одной стороны наша пешеходная дорога уставлена машинами, а с другой люди вынуждены пробираться по мусору. К сожалению, районные службы от нас отмахиваются.

— Я вижу три поворота вашей проблемы: первый — я направлю к вам сотрудников Центра госсанэпиднадзора округа, они разберутся, а если надо — накажут. Второй: откуда мусор берется? Сами жильцы неряшливы или своевременно не вывозят? Вот вы, Маргарита Алексеевна, как старшая по подъезду, могли бы стать моей союзницей? Проводить воспитательную работу с жильцами. И третье: я давно добиваюсь, чтобы город обеспечил первичную сортировку мусора в жилых кварталах. Пока же все бытовые отходы сваливаются в один контейнер, вывозятся за Кольцевую дорогу и там выбрасываются. Но ведь потом эти отходы возвращаются к нам через воду, воздух и т.д. Это очень серьезная проблема.



Как запретить дымить

— Меня зовут Андрей Петрович Красин. Геннадий Григорьевич, отчего во всем мире нет рекламы табачной отравы, пива, а у нас и в метро, и на улицах, и по телевизору им — широкая улица? И второе: кто должен следить за санитарным состоянием уличных торговых точек общепита? Сколько раз сам видел, как на улице продают пирожки: берут деньги и тут же грязными руками подают пирожки.

— Отвечу по пунктам. Первое: реклама табака и пива. Считаю это самым страшным, что есть сегодня в нашей действительности. Полностью с вами в этом плане согласен. Более того, мы постоянно с этим боремся. Увы, за последние годы, благодаря и рекламе в том числе, спивается целое поколение наших детей. Им вдолбили, что пить пиво на улице — это круто! Поэтому и детей, страдающих от алкогольной зависимости, в стране сейчас почти 60 тысяч.

Мы пытались провести закон по ограничению рекламы табака — в мире эти вопросы решаются на законных основаниях. В свое время Билл Клинтон, например, выдавил из США не только табачную рекламу, но и многие табачные изделия, их производство. Так теперь они переместились к нам. Десятки огромных рекламных щитов на всех улицах, в метро — не захочешь, начнешь курить, так красиво это преподносится. Говорят, это наш, отечественный, производитель. Никакого отечественного производителя в этой отрасли давно уже нет. Это американские производители.

Второе. Что касается общепита и торговли. Принят целый ряд ограничительных законов. К сожалению, они не дают нам права, как в былые времена, оперативно штрафовать и “закрывать” нарушителей. Открыл торговую точку, киоск, и в течение трех лет тебя вообще никто не должен проверять. Парадокс! Мы с вами, конечно, можем протестовать... ногами. Уйти от неряхи, и пусть он разорится. В Москве есть выбор.

И третье. Относительно “грязных денег”: меня успокаивает то, что не зафиксировано случаев заболеваний, передающихся через деньги. Деньги, конечно, нужно обеззараживать, но инженерного решения пока, к сожалению, нет. Займусь специально этим вопросом.



Дом с видом на стену

— С вами говорит Людмила Александровна Мальченко из района Беляево (ул. Миклухо-Маклая, 32, корп. 1). Санитарные службы Москвы дали разрешение на строительство огромного супермаркета в непосредственной близости от жилых домов. Расстояние от торгового комплекса до нашего жилого дома 25 метров. Но согласно новым СанПин, если торговая площадь более 1000 метров, расстояние до жилых домов должно быть не менее 50 метров. Хотелось бы знать, на каком основании идут такие нарушения? На этапе начала строительства мы получили ответ, в котором черным по белому написано, что это действительно торговый комплекс и что расстояние от жилых домов должно быть не менее 50 метров. В настоящее время торговое здание перекрывает 7 этажей: жильцы семи подъездов вынуждены всю жизнь смотреть в желтую стенку, десятки людей 1-го и 2-го этажей — круглые сутки жить со светом. Кто-то должен понести ответственность за такое безобразие?

— Людмила Александровна, давайте еще раз вернемся к этому вопросу. Я понял вашу проблему, постараюсь разобраться и ответить вам письменно.

— Помогаев Владимир Николаевич. Вопрос о пищевых добавках. Есть европейский классификатор, согласно которому пищевые добавки (БАДы) полезны. Но в печати только что вышла книжка эксперта Ефремова “Осторожно, вредный продукт!” (издана в Питере), а ней глава — “Разрешенные в России, но опасные добавки”. Так что соответствует действительности?

— Мы с этим разбирались. Пищевые добавки, которые содержали ингредиенты, запрещенные для внедрения, выявили. И запретили торговлю ими, их производство. Я обязательно ознакомлюсь с книжкой Ефремова, возможно, она содержит новые данные о фальсификации биодобавок.



Надеть бахилы!

— Рыженкова Людмила Александровна. Я живу на улице Академика Скрябина (между Рязанским и Волгоградским проспектами). При нашей районной поликлинике был травмопункт, теперь его перенесли в Люберцы. Ехать туда с двумя пересадками тремя видами транспорта. Как добираться с травмой? Хорошо бы хоть автобус №89 останавливался на ул. Академика Скрябина под насыпью.

— Я постараюсь вам помочь, напишем письмо с просьбой тому, от кого это зависит.

— И второй вопрос. В стоматологической поликлинике №4 на входе заставляют надевать бахилы на обувь. Но они использованные, свалены в коробку грязные. Нужна ли такая “санитария”?

— Сама идея бахил хорошая. Тем более в стоматологии, где идет не только терапия, а хирургия, — должна быть соответствующей и воздушная среда. Пациент приходит к доктору с улицы, он своими башмаками собрал все микробы. Его усаживают в кресло полулежа, рядом врач... Другое дело — бахилы должны быть стерильны (вы правильно ставите вопрос), а значит, их должны периодически обеззараживать или они должны использоваться пациентом один раз. Наши сотрудники выяснят, почему этого не делается.

— Меня зовут Ольга. Геннадий Григорьевич, моему ребенку 11 месяцев. У него — аллергия. Он — искусственник, кормлю молочными продуктами “Беби Ситтер”, которые сейчас запретили продавать.

— Это заменитель грудного молока на основе сои. Реализация детского питания фирмы “Хумана” (Германия) и фирмы “Ремедиа” (Израиль) под торговыми марками “Хумана”, “Ремедиа” и “Беби Ситтер” в России временно приостановлена. Поэтому я бы вас попросил, если есть какая-то возможность, воздержитесь пока от этих продуктов. Можно давать наш творожок. Все искусственники, к сожалению, страдают аллергией. Я своих троих детей вырастил, и все — с аллергией. Поэтому давайте так: замените малышу питание на несколько дней. А мы в ближайшее время разберемся и ответим и вам, и всем родителям.

— Данилина Алла Тимофеевна — инвалид II группы. В нашей поликлинике №136, если обращаешься к врачу после 15—20-го числа, никогда нет бесплатных рецептов. Куда они деваются?

— Вы не совсем по адресу обратились. Я поставлю в известность Комитет здравоохранения г. Москвы, оставьте свой телефон.

— Татьяна Сергеева. Каких болезней у школьников можно избежать, если следовать новым санитарным правилам?

— Психических расстройств, снижения зрения, изменений опорно-двигательного аппарата... Те перегрузки, которые есть сейчас в школе, всему виной. Посмотрите на ребенка, который из школы выходит. Шахтер из забоя — и тот возвращается в лучшем физическом состоянии.




Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру