Банда четырех

— В 2005 году, по данным разведки, Китай сможет оснастить свои войска ракетами типа “Cruise missile”. Проще говоря, “Томагавками”. Они незаметны для радаров Тайваня. Значит, мы не сможем их сбивать на подлете. Через два года число крылатых ракет станет критическим, Китай будет готов на блицкриг — за час поразить наши командные узлы, аэродромы, военные объекты и их персонал. ПВО Тайваня окажется беспомощной. Приставив, так сказать, к нашему виску “Томагавки”, Пекин сможет через два года предъявить нам ультиматум.

— И что вы сделаете?

— Мы сдадимся.

ГЕЙМ-БОЙ (СДЕЛАНО В КИТАЕ)

Вот один из сценариев возможной войны Китая против Соединенных Штатов, подготовленный на основе бесед с политиками, военными и экспертами.

Ультиматум отвергнут. Пекин наносит удар. Однако новая ракетная система КНР в реальности оказывается плохо подготовленной. Силам ПВО Тайваня, оснащенным незадолго до войны новейшими американскими радарами, удается сбить добрую половину ракет еще над океаном. Китай подвергает остров все новым и новым ракетным и авиационным ударам. Предпринимаются все новые попытки высадить десант. Разрушены города, дороги, предприятия. Экономика Тайваня отброшена на десятки лет назад. Мировые рынки падают. Спустя две недели войны на остров прибывает американская помощь — новые истребители, самые современные ракеты, инструкторы... Война приобретает затяжной характер. Тайвань провозглашает независимость, ведущие державы признают его в качестве нового государства. Удары по острову вызывают резкое осуждение в мире. Правительство Китая, чтобы “не потерять лицо”, продолжает войну. Под давлением общественного мнения внутри страны президент США принимает решение о прямой поддержке Тайваня. На острове под флагом ООН высаживаются части американской армии.

Здравствуй, третья мировая. Дальнейший ход событий непредсказуем.

Остров везения

...Змея оказалась нежирна — кожа да кости. Я скоблю зубами по змеиному хребту и едва чувствую мясо. Оказывается, кобра на вкус, как курица, только пожестче. В суповой чашке плавает пять кусков вареной гадюки с перчиком. К моему столу подходит китаянка с подносом. На подносе прям светофор какой-то. Три рюмки — красная, желтая, зеленая. В одной — желчь из печенки, зеленая. Другая — с разбавленным ядом, желто-прозрачная. От рюмки с кровью я отказываюсь. “Жалко, — улыбается официантка. — От змеиной крови самая польза для мужских сил”.

Дохлебав змеиный бульон, пью яд и желчь. Сопровождающий меня господин из пресс-службы правительства Тайваня, за сорок семь лет жизни никогда не едавший змей, в ужасе закрывает очки руками. А я уже преодолел отвращение и спокойно ковыряю во рту зубочисткой, удаляя остатки... кобрятины, э-э... кобрянины?

Это Тайвань. Остров взрывной экзотики. Остров-коктейль. Некрупный остров — 400 на 140 километров — занимает третье место в мире по золотовалютным запасам. Третье в мире! В “загашнике” у местного Центробанка 190 миллиардов долларов. Из них 35 миллиардов заработано только за последний год. Богаче Тайваня только Япония и материковый Китай. Но у Китая, извините, населения — миллиард триста миллионов. А на Тайване — 22 миллиона жителей. Ну а теперь представьте, как бы зажиточно жил Тайвань, если бы не был вынужден содержать армию в 400 тысяч “штыков”? И тратить на нее треть всех своих доходов? Тайвань входит в первую десятку в мире по численности вооруженных сил. Зачем такое войско? А чтобы защищаться от своей Родины — от материкового Китая. Или, как тут говорят, от Большой земли.

Тайвань — 14-й крупнейший экспортер и 16-й крупнейший импортер в мире. Тайвань производит 100 процентов сканеров в мире и занимает в мире 1-е место по производству ноутбуков.

Тайвань — член ВТО.

Месяц назад в столице Тайваня достроен самый высокий небоскреб в мире.

Самое прикольное: этой страны, этого военно-финансового гиганта вы не найдете на политической карте. С точки зрения ООН и России, ее просто нету...

Более полувека назад, в 1949-м, потерпев поражение в гражданской войне с “красными”, на Тайвань переплыло тогдашнее законное правительство Китая. Добить “белых” Мао Цзэдуну помешали американские боевые корабли, бросившие тогда якорь в Тайваньском проливе. С тех пор, кто бы из четырех диктаторов не правил в КНР— Мао, Дэн Сяопин, Цземинь и нынешний Цзиньтао — все они непрерывно грозят силой вернуть “мятежную провинцию” под свое крыло.

В четверг парламент Китайской Республики (Тайваня) сделал первый шаг к объявлению независимости — разрешил провести референдум об официальном отделении от КНР. С юридической точки зрения, однако, для Тайваня сама КНР слыла “мятежной провинцией”, временно захваченной коммунистами. До 1971 года Запад признавал Китайскую Республику в качестве единственного китайского государства. Даже в Совбезе ООН сидел человек с Тайваня. Потом президент Никсон помирился с Мао и разорвал отношения с островитянами. С тех пор Тайвань непрерывно борется за свое признание. Из европейских столиц с ним ныне поддерживает дипотношения только Ватикан.

Россия выступает против угроз Пекина силой усмирить “мятежную провинцию”. В Москве действует культурно-экономическая миссия островитян. Тайвань добивается открытия такой же миссии во Владивостоке, но разрешения пока не получено.

Партизаны из тайваньцев не получатся

Один из ведущих тайваньских политологов, Эндрю Янг, работает по заказу МИД Тайваня, а также часто наведывается в Китай. Он говорит в интервью для “МК”:

— Я постоянно общаюсь там с учеными из оборонных институтов. В официальной обстановке они все выступают крайне консервативно, в духе указаний партии. Однако наедине, в домашней обстановке, говорят то, что думают на самом деле. И тогда наши разговоры становятся откровенными.

— С военными вы тоже встречаетесь? С потенциальным агрессором?

— Встречаюсь. Генералы старого поколения, занимающие высшие посты в Минобороны, настроены очень жестко. Они требуют при первой же возможности “решить проблему Тайваня” вооруженным путем. Более молодые и образованные офицеры вслух с ними не пререкаются, однако в приватной обстановке говорят, что Тайвань должен воссоединиться с Китаем, но только мирным путем.

— Каково мировоззрение этих двух поколений? Верны заветам Маркса и Мао?

— Нет, коммунизм как идеология давно умер. Ныне и пожилой генералитет, и молодое офицерство исповедуют национализм. Они убеждены, что Китай должен стать сверхдержавой и бросить вызов господству Америки.

— Лет через десять старики выйдут в отставку, будут розы окучивать на даче. Тогда угроза сама собой исчезнет?

— Возможно. Тем не менее пока китайское руководство верит в эффективность Силы. В ближайшие несколько лет вероятность нападения велика. Войну против нас могут начать по чисто внутренним причинам. Допустим, из-за экономического кризиса председатель Китая Ху Цзиньтао потеряет поддержку в партии. Чтобы спасти свою личную власть, он может решиться на “маленькую победоносную войну”.

— Защищать остров от “красных” два года назад готовы были, по опросам, 85 процентов ваших жителей. Теперь же число таких патриотов меньше 70 процентов. Чем ближе 2005 год, тем, видимо, меньше народу готово будет сопротивляться нашествию. Г-н директор, если на острове высадятся коммунисты, сколько от этих 70 процентов останется “настоящих мужиков”, которые уйдут в горы партизанить?

— Одно дело — сопротивляться при помощи современной ПВО, эффективно отражать ракетные атаки. Участвовать в такой обороне действительно готово большинство наших граждан. Но если командные пункты и вся система обороны будут разрушены, а армия обезглавлена, тогда сопротивление и дальнейшие жертвы станут бессмысленными. Люди не станут брать автоматы в руки и уходить в горы. Наше правительство не станет вооружать народ даже в случае войны. Мы будем все же искать компромисс.

— Каков самый реалистичный сценарий развития событий?

— Самый реалистичный, он же оптимистичный, сценарий — войны не будет. К тому же приближается Олимпиада-2008, намеченная в Пекине. Вряд ли на той стороне решатся на захват Тайваня до этого. Запад может в отместку сорвать Игры, объявить бойкот...

Конечно, длительную войну маленький остров не может выиграть по определению, но пока у Тайваня — очень эффективная система ПВО, которая не позволяет Китаю быстро и без высоких потерь захватить остров. Роковым для нас может стать 2005 год. Сейчас перевооружение в Китае идет бешеными темпами, самыми быстрыми в Азии. Народно-освободительная армия Китая получает суперсовременные ракеты, у них огромный прогресс в сфере высоких, в том числе и космических, технологий.

* * *

Если сбудется прогноз Всемирного банка и через 30 лет Китай превратится в самую мощную страну на планете, обогнав даже Штаты, то очевидно, что у Пекина появится отчетливое желание диктовать нам свою волю. В этом свете непонятно, стоит ли России радоваться первому полету китайского космонавта. Не придется ли однажды сибирякам жрать вареную гадючину?


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру