Чиновник — друг человека

1 декабря 2003 в 00:00, просмотров: 197

Если кому скажешь, что госслужащие (особенно те, что помельче) умеют улыбаться и мило разговаривать, — не поверят. Но, как обещают отцы административной реформы, в недалеком будущем ситуация круто изменится. И в том же ЖЭКе появятся вежливые клерки, которые приятными голосами спросят вас: чем можем помочь?.. Однако ради “светлой мечты” госуслуги сначала урежут по максимуму. А потом... введут стандарты качества их оказания, которым каждый чиновник должен будет соответствовать. Иначе ему, вероятно, придется покинуть коридоры власти.

Насколько поосле административной реформы будет “обрезан” ассортимент услуг — пока предположить сложно. Что-то из них доверят частникам, что-то отдадут некоммерческим организациям. Пока известно только, что МВД (вернее, его подразделение — ГАИ) может перестать оказывать услуги автовладельцам: проводить техосмотры и проверять автомобили на соответствие нормам выбросов выхлопных газов. А ФСБ и Минобороны уже не будут выделять “бойцов” для сопровождения важных грузов. Но ведомствам все равно придется обслуживать население, пусть и не в таком масштабе, как сейчас.

“Мы уже забыли, что такое очереди в магазинах. А очереди в государственные службы — норма жизни. Огромные толпы, записи, хаос, сплошь и рядом неуважительное отношение”, — поделился как-то впечатлениями с корреспондентом “МК” первый замминистра экономразвития и торговли Михаил Дмитриев. И теперь он первый озвучил новую идею. Так что чиновникам, видимо, постепенно придется привыкать к мысли, что они никакие не хозяева жизни, а, как парикмахеры или продавцы, всего лишь работники сферы услуг.

В торговле, к примеру, существует Закон о защите прав потребителей. Такого же рода правила готовятся сейчас для услуг, которые предоставляет нам государство. Кроме обещанного роста качества людям станет понятно, куда идти и что требовать в конце концов. Если посетителю вдруг что-то не понравится, он будет четко знать, куда обратиться с жалобой на чиновника.

Но и это еще не все. В планах у реформаторов — расширить практику оказания услуг в электронной форме. То есть какую-то справку или выписку можно будет запросить через Интернет. И таким же образом получить ответ, не обивая пороги чиновничьих кабинетов. “Масса проблем возникает только из-за того, что сама система бумажного документооборота замедляет колеса государственного механизма”, — считает Михаил Дмитриев.

По прикидкам, на проведение административной реформы в России понадобится лет десять. Сейчас начался только “нулевой этап”. Быть может, за это время чиновники и успеют перестроиться. Ведь кто десятилетие назад мог поверить в то, что продавцы в магазинах тоже умеют улыбаться?..




    Партнеры