Их смерть — под колпаком

В СССР не было секса, наркоманов, проституток... Из этих “моральных соображений” был запущен слух, будто СПИД пришел к нам из Калмыкии: мол, 270 детей из больницы в Элисте разнесли заразу по всей стране. Многие до сих пор верят в это...

— Считается, что власти не хотели предавать огласке факт существования ВИЧ-инфекции в стране, неспроста известия о трагедии в Элисте просочились в прессу только через полгода. Однако на самом деле СПИД не сразу заметили! В Калмыкии мало кто слышал, что это такое. Только аспирантке, которая приехала из Москвы на стажировку в Элисту, пришло в голову: дети болеют, анализы ничего не показывают, может, это ВИЧ? Выписала из столицы тесты и, оказалось, попала в точку, — рассказывает Мансур ГАРАЕВ, руководитель лаборатории биотехнологии Института вирусологии им. Ивановского. — Была оборудована секретная лаборатория, в ней поддерживалась такая атмосфера, чтобы зараза не могла выйти наружу по воздуху, хотя со СПИДом этого опасаться не следовало. По-настоящему ко времени трагедии у нас было уже около тысячи ВИЧ-зараженных. Правительство тогда выделяло нам больше 100 тыс. долл. в год на исследование элистинских детей, а сейчас наш бюджет всего 5 тысяч.

Самая распространенная версия причины заражения элистинских детей: вирус содержался в препарате крови. В недосмотре обвинили врачей. Но и это оказалось мифом.

— Непонятно, почему слухи про “зараженный” иммуноглобулин распространялись аж до 1995 года, хотя анализов, подтверждающих этот факт, не было, и медики гораздо раньше докопались до истины: все дети заразились от пациента “ноль”, — вспоминает доктор Гараев. — Отец инфицированного ребенка привез ВИЧ из Африки еще в 1981 году, врачи по халатности использовали для капельниц одни и те же иглы...

Самым тяжелым, говорит ученый, было научиться лечить первых пациентов. Лекарства были токсичны, вызывали сильную мутацию, омертвление тканей. Много детей тогда умерло в младенчестве, хотя с ВИЧ-инфекцией живут по 10 лет минимум. Побочный эффект современных препаратов — перераспределение жира, что не смертельно, только портит фигуру. Но элистинским на них уже надеяться смешно.

— Первый пик смертности у нас произошел через год после заражения — менингит, пневмония, из-за гриппа уходили на тот свет... Сейчас в живых осталось из них только 40%. Скоро настанет последний пик смертности: старшим по 20, но они похожи на иссохших стариков.

После трагедии в Элисте ученым представилась возможность исследовать на пострадавших детях эволюцию ВИЧ с первой стадии до последней.

— У всех 260 зараженных один ВИЧ — субтипа “g”. Мы наблюдали, как он ведет себя в разных организмах, и пришли к выводу — развивается СПИД с разной скоростью, но по одной схеме. И, между прочим, ВИЧ нашего субтипа уже находили и в Америке, и в Африке.

Один парень (личная жизнь у повзрослевших элистинцев редкость) нашел девушку — ей было плевать на диагноз, в том году она его проводила, теперь сама у нас лечится... А вирус у нее того же субтипа — “g”, только на начальной стадии. Зная из исследований, что этот ВИЧ будет в ней мутировать, со временем можно создать упреждающую его вакцину. А по аналогии проверить ее и на других субтипах. Вот чем помогут науке элистинские дети.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру