Рейтинг ноября

2 декабря 2003 в 00:00, просмотров: 212
Волочкова: БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?
Возвращение месяца

Произошло после того, как Тверской суд Москвы постановил восстановить балетную поп-звезду Анастасию Волочкову на работе в Большом театре. Театр также должен выплатить балерине зарплату за вынужденный прогул и заключить с ней бессрочный трудовой договор. Правда, победу Волочковой в битве с администрацией театра назвать окончательной пока рано. Как сообщили в пресс-службе Большого, “судебное решение будет театром оспорено в установленном законом порядке”. Так что и театру, и Волочковой еще придется некоторое время помучить друг друга. Тем более что помимо формального возвращения (на работу балерина выходит сегодня) Волочковой необходимо добиться еще и восстановления ее в статусе прима-балерины. Когда это произойдет, и произойдет ли вообще, неизвестно. Во всяком случае в репертуарной афише театра имя балерины Волочковой не значится.

В понедельник Анастасия Волочкова провела пресс-конференцию, на которой сообщила, что хорошо понимает, что “возвращение в Большой театр будет для меня нелегким”, поскольку, по ее мнению, театр начнет мстить ей по мелочам. Досталось от Волочковой и министру культуры Михаилу Швыдкому, и директору театра Анатолию Иксанову. “В ходе судебного разбирательства я впервые узнала истинное имя директора Большого театра, — сообщила Волочкова, — документы были подписаны не “А.Г.Иксановым”, что означало бы “Анатолий Геннадьевич”, а “Т.Г.Иксановым”, то есть “Тахиром Газильдяевичем”!

Таким образом балерина не только борется за свои права, но еще и открывает общественности настоящие имя и отчество директора театра. Забывая при этом, что многие артисты, художники, писатели меняют не только имена, он и фамилии, беря себе псевдонимы, и никто не видит в этом ничего подозрительного. По всей видимости, им это можно, а директору первого театра страны — ни в коем случае.

Вызов месяца

В эту категорию попал спектакль “Женитьба” в Театре им. Маяковского. “Женитьбу” заказал депутат Мосгордумы г-н Бочаров. Этот случай вряд ли можно было бы считать из ряда вон выходящим: где только не играют артисты. Буря разразилась в связи с тем, что администрация не всех участников спектакля поставила перед фактом места выступления. Некоторые это расценили как оскорбление лично для себя и для высокой марки академического театра. Но, видимо, отечественному театру придется смирить свои орденоносные амбиции и не быть таким же разборчивым в клиентах, как героиня “Женитьбы” Агафья Тихоновна. Пора поменять ментальность — время диктует: кто платит, тот и заказывает музыку. И артистам следует смирить гордыню и качественно, с отдачей играть там, куда позовут. А дальше — как совесть позволит. Главное, чтобы худруки и директора театров не относились к своим артистам, как к бессловесным крепостным, лишенным информации относительно рабочих мест.

Коктейль месяца

смешал выдающийся скрипач Гидон Кремер. Сделал он это в Московском международном доме музыки при участии своего камерного оркестра “Кремерата Балтика”. Программа концерта, состоящая из двух отделений, была построена столь необычно и смело для российских традиций, что, будь на месте маэстро Кремера музыкант с менее прочной репутацией, он бы рисковал быть обвиненным в китче и эклектике. “Чакона” Баха стала основой коктейля — крепким напитком, данным в нужной пропорции. К нему были подмешаны сочинения современных советско-российских композиторов: Софии Губайдулиной, Александра Вустина и Александра Бахчи — более или менее умеренный авангард, местами безликий и скучный. Своего рода набор соков, необходимый для смягчения крепости коктейля. А далее пошли ингредиенты, которые придали напитку экзотически-разнообразную палитру вкусов: прелюдия и фуга Астора Пьяццолы, “Данелиада” Гии Канчели и сюита Макла Наймана. Даже на клавирный концерт Баха, затесавшийся в эту компанию, упали иные стилистические блики — то ли от Таривердиева, то ли от Морриконе. И, конечно, коктейль немыслим без льда — искрящийся и звенящий, он упал в “шейкер” вместе с бисами: блестящими хитами Нино Роты, Чарли Чаплина и Гленна Миллера.

Оперативность месяца

Ее проявили судебные инстанции буквально через день после публикации в “Курьере культуры” статьи “Киносъемка захлебнулась кровью”. Известному художнику Александру Петлюре и его жене Наталье Кудрявцевой пришло письмо от Хорошевского межрайонного прокурора Куприянова А.С. В нем говорится, что уголовное дело по факту их избиения возобновлено и находится под прокурорским надзором. А то мы уж подумали, что сотрудники ОВД “Щукино” решили проявить солидарность с охранниками Курчатовского института и по-тихому спустить дело на тормозах. А оно так и выходило. По словам Петлюры, с тех пор как товарищи в камуфляжной форме жестоко избили его самого, его беременную жену и часть киносъемочной группы фильма “Мужской спорт”, 5 месяцев от следователей не было ни слуху ни духу. Но как только к делу проявили интерес журналисты “МК”, сразу произошла ответная реакция. Особенно на некоторые размышления наводит указанное в письме прокурора слово “возобновлено”. Но теперь-то, надеемся, уголовное дело будет “доведено”?

Ярмарка месяца

Книжная ярмарка интеллектуальной литературы — non/fiction — уже пятая по счету. Она стала самой японской, поскольку гостем ярмарки была Япония. Вторая особенность ярмарки – обилие литературных и прочих премий. Так, “человеком книги” стал художник Николай Воронцов из “Азбуки” — за оформление “Самсона и Роберто” и серию “Двуллер”. За научный вклад награждена руководитель “Петербургского востоковедения” Ольга Трофимова. А лауреатом премии Андрея Белого назвали молодую питерскую писательницу Маргариту Меклину — за сборник рассказов “Сражение при Петербурге”, изданный в НЛО. Открытие ярмарки — новая уникальная серия — французская линия молодого издательства FreeFly. Книги этой серии появились на свет сразу в двух обложках, одна из которых прозрачная, или транспарентная. “Террорист выставки” — издатели из “Ультра. Культура”, выпускающие книги повстанцев со всего мира, манифесты террористов. Всех их достойно представил на ярмарке Эдуард Лимонов. А “неожиданность выставки”, которая еще заявит о себе в ближайшее время, — книга Александра Нефедкина “Военное дело чукчей!”

Иск месяца

— предстоящий процесс сына знаменитого русского и американского писателя Владимира Набокова, Дмитрия, с издательством “Независимая газета”. Дмитрий намерен взыскать с издательства 720 тыс. руб. Иск касается выпущенной в 2002 г. книги “Набоков о Набокове...”. Дмитрий утверждает, что ее основой является книга “Сильные суждения”, опубликованная в США в 1973 г. А издательство “НГ” нарушило закон об авторском праве. Интересы Набокова в России представляет адвокат Вадим Усков. Иск подан Фондом наследственного имущества Владимира Набокова. Сын писателя намерен в случае победы передать средства от продажи прав на произведения отца в России Музею Набокова в Петербурге.

Визит месяца

Посещение президентом Владимиром Путиным киностудии “Мосфильм”, где главе государства показали павильоны и представили молодых творцов. Правда, до особы ВВП были допущены далеко не все. Например, на встречу не позвали ни одного продюсера, хотя победа на Венецианском фестивале фильма “Возвращение” Андрея Звягинцева — это также и победа продюсера Дмитрия Лесневского, который угадал в неопытном дебютанте сильного режиссера. Да и те из молодых, кому посчастливилось приблизиться к главе государства (Андрей Звягинцев, Алексей Герман-сын, Рената Литвинова, Мурад Ибрагимбеков), по свидетельству очевидцев, помалкивали. Слово держало старшее поколение, которое представляли режиссеры Владимир Наумов, Владимир Меньшов, Сергей Говорухин и почему-то Сергей Жигунов. Говорили они не о нуждах молодых кинематографистов, а вспоминали старые добрые времена, когда в стране царствовал госзаказ. Так что событие не стоит переоценивать. Но и недооценивать нельзя — знакомство президента с новыми творческими кадрами все-таки состоялось.

Решение месяца

приняли члены жюри премии Станиславского. Они определили список лауреатов нынешнего года, и он получился несколько нестандартным. Так, в некоторых номинациях премия вручается сразу двоим, а в некоторых не вручается совсем. Например, нет премии за драматургическое произведение и художественное оформление. Жюри под предводительством доктора искусствоведения Видмантаса Силюнаса, куда входят Марк Захаров, Петр Фоменко, Олег Табаков, Константин Райкин, Алексей Бартошевич, Евгений Миронов и другие, объясняет это тем, что лучшие работы в этих областях принадлежат людям, у которых премия Станиславского уже есть, а она вручается лишь один раз.

Двойной получилась номинация “за лучшую актерскую работу”. Здесь отмечены две актрисы: Чулпан Хаматова за роль Андрии в спектакле “Мамапапасынсобака” Нины Чусовой в “Современнике” и Инга Оболдина за роль Вари в “Вишневом саде” Эймунтаса Някрошюса (продукция Фонда Станиславского и литовского театра “Мено Фортас”). Что касается двух актеров, то это Игорь Иванов из Малого драматического театра в Санкт-Петербурге и Александр Абдулов (театр “Ленком”). Первый отмечен за роль Серебрякова в чеховском “Дяде Ване”, а второй — за Палача в спектакле Марка Захарова “Плач палача”.

Ирина Виноградская награждена премией за недавно вышедший четырехтомник “К.С.Станиславский. Летопись жизни”. В номинации “организация театрального дела” победил Олег Лоевский за фестиваль “Реальный театр” в Екатеринбурге. А дальше пошли мэтры. За вклад в русское театральное искусство награжден Михаил Ульянов, а за вклад в мировое театральное искусство — Юрий Любимов и японский режиссер Тадаши Сузуки.

Дрессировщик месяца

Николай Павленко, уникальный дрессировщик тигров, отметивший 21 ноября свое 60-летие. Николай Павленко не щелкает бичом. Не раздает тиграм на манеже куски мяса. Выходит на арену во фраке с одной лишь дирижерской палочкой в руках и управляет ансамблем из 17 “усатых и полосатых”. Суматранские тигры — самые грозные и злобные хищники, но порою кажется, что они повинуются одному только взгляду дрессировщика, выполняют трюки, словно прислушиваясь к музыке: уловил начало своей музыкальной партии — и вперед! Зарубежные журналисты любят сравнивать Николая Карповича с... Гербертом фон Караяном. На Международном фестивале циркового искусства в Монте-Карло в 1990 году комиссия даже специально проверила тигров Павленко: не вырваны ли у них когти? И вручила российскому артисту высшую награду — “Золотого клоуна”, признав, что его работа — новый шаг в мировом развитии жанра дрессуры хищных животных.




    Партнеры