Лампочка Cтепаныча

У читателя, привыкшего в прежние годы к бравурным реляциям в прессе о “стройках социализма”, складывается впечатление, что всякое промышленное строительство на корню заглохло. Однако “стройки капитализма” тоже есть. И некоторые из них ничем не уступают индустриальным объектам советского периода, славившегося склонностью к гигантомании и мировым рекордам. Так, на самой окраине области, в Шаховском районе, за два года в чистом поле вырос электроламповый завод, который с выходом на проектную мощность станет самым крупным подобным производством в Европе. Причем это тот редкий по нынешним временам случай, когда обошлось как без иностранных инвестиций, так и без бюджетных вливаний. На полную катушку здесь работает частный российский капитал.

— Получилось любопытно, — вспоминает комендант объекта Шагимардан Гасанов. — Пока стояли бетонные стены, с дороги корпуса были не особо заметны. А когда пару месяцев назад их за несколько дней обшили желтым сайдингом, у всех местных жителей сложилось впечатление, что завод вырос из-под земли как по волшебству.

Даже беглая экскурсия вдоль “производственной цепочки” занимает не меньше двух часов. Правда, гораздо сильнее, чем масштабы новостроя, впечатляет качество отделки помещений и состояние внутризаводской территории. В цехах пол — кафель, стены — пресловутый евроремонт, на улице — асфальтированные, с бордюрным камнем дороги между корпусами и окультуренные газоны. Никакой тебе грязи и строительного хлама, хотя стройка кипит вовсю. Пока на заводе работает — и то не на полную мощность — только первая очередь, а всего таких очередей будет пять.

Предмет особой гордости — котельная (чистота — как в картинной галерее). Начальник теплоучастка Николай Рожков, за 45 лет трудового стажа построивший не один объект “коммуналки”, ни с чем подобным прежде не сталкивался:

— Импортное оборудование, единственный оператор управляется с четырьмя котлами. И то он тут нужен только для того, чтобы контролировать показания приборов. А так — полная автоматика. Своими руками что-то делать приходится, если только чаю хочешь себе заварить.

Сам производственный процесс начинается с приготовления шихты — смеси из кварцевого песка, доломита и прочих сыпучих компонентов, необходимых для выплавки стекла. Начальнику шихтозаготовительного цеха Юрию Молчанову на вид лет двадцать пять. Пословица “где родился — там и пригодился” про него. Инженер-технолог по образованию, коренной шаховчанин, почти сразу по окончании института пришел на строящийся завод мастером. Месяц назад подрос до начальника цеха.

— Проблема трудоустройства в районе довольно острая, — говорит первый замглавы райадминистрации Владимир Масалов. — Поэтому электроламповый завод для нас не только градо-, а вернее — “районообразующее” предприятие в плане налоговых поступлений в бюджет, но и новые рабочие места. Сейчас здесь трудятся 500 человек, а в перспективе будет в три раза больше. Других таких крупных производств в Шаховском районе нет.

Из окрестных деревень и из райцентра рабочих возят заводские автобусы. Сварщик Сергей Пинаев раньше работал в лесхозе. На риторический вопрос “где лучше?” отвечает без затей:

— Там получал две с половиной тысячи, здесь — восемь. Дисциплина тут, конечно, чисто капиталистическая: пришел на смену — восемь часов работаешь. Никаких перекуров каждые пять минут и тем более “водочных процедур”, но меня такой подход устраивает.

На главных производственных участках — стеклоплавильном и стекловыдувном — местные кадры пока в меньшинстве. Оно и понятно: неоткуда им было взяться в Шаховской. Но ситуация эта временная: в части опоры на собственные силы тут вполне разделяют идеи чучхе. Поэтому в скором времени в райцентре откроют профтехучилище по подготовке специалистов электролампового производства. Пока же “своих”, взяв на работу, отправляют стажироваться на другие российские заводы, а на наиболее ответственные должности пригласили “варягов”, причем персонально — лучших из лучших. В футболе это называют точечной селекцией.

Начальника цеха Евгения Флинту директор завода Юлдашев лично “переманил” из Львова. Оттуда же переехал в Шаховскую стекловар Василий Рий. Его мы застали за компьютером. На мониторе — печь в разрезе, температура в каждой зоне высвечивается в режиме “он-лайн”. Однако сам высококвалифицированный рабочий считает, что периодически надо заглядывать внутрь и своими глазами.

Из печи расплавленная масса подается в колбовыдувной автомат. Чудо техники, сделанное по американскому образцу, выпускается в Киргизии. Таких по всему СНГ единицы. Мощность — миллион колб в сутки. Пока линия работает не в полную силу: несколько дней назад перешли на новую форму колбы, и сейчас идет отладка. В связи с чем на заводе работает бригада венгерских инженеров.

Всего же на этом агрегате можно выпускать два десятка разновидностей “стеклянных груш” для ламп накаливания. Линия была запущена в середине сентября, и на данный момент колбы — единственный готовый продукт, а точнее — полуфабрикат, производящийся на заводе. Их отгружают на другие электроламповые заводы — в Уфу, Саранск и т.д. Первые шаховские лампочки появятся весной, когда смонтируют остальное оборудование.

Но весь огород городится, собственно, не из-за этих простейших бытовых ламп. Это только самый первый шаг. Четыре остальные линии рассчитаны на производство более сложной и более современной продукции — люминесцентных, галогенных ламп, ламп для автомобилей. Это будут энергосберегающие источники света на уровне мировых стандартов. И даже выше, считают в Шаховской.

— Бизнес-планом предусматривается выпуск миллиарда светотехнических изделий в год, — рассказывает Владимир Масалов. — Понятно, что такие объемы рассчитаны не на Московскую область. Прежде чем начинать строительство, инвестор изучил мировой рынок и увидел нишу, которую можно занять. Так что изначально ставка делалась на то, что шаховские лампы будут освещать не только Россию и ближнее зарубежье, но и Европу. Кстати, на внешнем рынке бренд будет продвигаться с помощью балерины Анастасии Волочковой. С ней уже подписан рекламный контракт.

Чтобы завоевать европейский рынок, надо пошевеливаться. Поэтому предприятие работает в весьма напряженном ритме: по соседству с действующей линией отделывается следующий цех, строится третий. Однако только на производстве свет клином не сошелся. Параллельно завод строит жилье своим сотрудникам: в поселке Середа — коттеджный поселок для руководящего и инженерного состава, в райцентре — 80-квартирный дом для рабочих. В той же Середе есть еще и гостиница для иностранных специалистов, выполненная в стиле “чтоб-я-так-жил”. Такой вот оазис развитого капитализма в отдельно взятом районе.

А началось все, по словам Масалова, с… охоты. Виктор Степанович Столповских, друг Пал Палыча Бородина и Карлы дель Понте, прославившийся грандиозной по всем параметрам реконструкцией Кремля, приезжал в Шаховскую охотиться. Да так ему здешние места понравились, что построил он здесь себе загородный дом. Стал, можно сказать, своим человеком. Тут-то губернские власти, подыскивавшие своему дотационному району крупное производство, к Виктору Степановичу и “подкатили”. Как оказалось, удачно: известному бизнесмену, руководителю международного светотехнического холдинга, проблемы района оказались отнюдь не до лампочки.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру