Александр Тихонов: Следите за китайцами!

Наш бы снег — да им под лыжи! А то ведь смотреть и смешно, и жалостно: что в Финляндии, на первом этапе Кубка мира по биатлону, что в Австрии, которая встретит второй этап, каждую снежинку считают да на искусственно слепленную лыжню дышать боятся. Перестанешь дышать, когда всю неделю в открытие биатлонного сезона — плюсовая температура да трава по всему лесу нахально торчит...


Четырехкратный олимпийский чемпион, тринадцатикратный чемпион мира по биатлону, Александр Тихонов покинул Россию летом 2001 года после того, как прокуратура Новосибирской области сняла с него подписку о невыезде в связи с обвинением по делу об организации покушения на кемеровского губернатора Амана Тулеева. Уехав лечиться в Москву, известный биатлонист затем неожиданно для правоохранительных органов оказался в Австрии и уже два с половиной года руководит отечественной федерацией издалека. “МК” связался с президентом Союза биатлонистов по телефону.

— Первый этап наши биатлонисты прошли средненько. Не насторожило?

— Я бы не стал делать какие-то трагические выводы: это все поправится в сезоне, вопросов не будет. Абсолютно в этом не сомневаюсь и жду от сборной очень хорошего выступления. Да вы возьмите прошлый год: по итогам сезона наши спортсмены заняли в общей сложности 86 первых мест. А те же немцы, основные конкуренты России, позади нас с десяток раз побегали...

— Умозрительно ждете побед или видели тренировочный процесс спортсменов? Все-таки эмиграция диктует свои законы...

— Мы постоянно общаемся. Всех сильнейших вижу на этапах, летом здесь, в Австрии, тренировался Павел Ростовцев — я абсолютно все знаю о команде. Кстати, Павел, трехкратный чемпион мира, мне кажется, смог наконец перестроиться после своих проблем последних лет и готов к соревнованиям как никогда.

— До чемпионата мира в Германии осталось меньше двух месяцев, прошлое первенство мы провели в домашних условиях, в Ханты-Мансийске, и начали его, кстати, со скандала с Альбиной Ахатовой. На что будем рассчитывать в Оберхофе?

— Если вы помните, то скандал тот был просто раздут. Еще перед чемпионатом мира Ахатову отобрали на допинг-контроль. В медицинском пункте Альбине стало плохо, давление упало до 45, ждать было нельзя. Наш врач, в присутствии двух врачей и представителя медицинской комиссии ИБУ, сделала внутримышечный укол кордеомина. И все знали, что это лекарство входит в список запрещенных. Но соответствующая запись была занесена в протокол, была сделана и его ксерокопия. В результате долгих разбирательств Альбина была признана невиновной и не понесла наказания. Правда, была дисквалифицирована врач — на несколько месяцев, — и сам Союз биатлонистов России лишился финансовой помощи от международной организации на очередной сезон. Но благодаря новым спонсорам мы и подготовку стопроцентную провели, и спортсменам весьма солидную зарплату выплачиваем.

А чемпионат мира будет, конечно, очень сложным. В Оберхофе, наверное, самая сложная трасса по рельефу. А соперники все просто озверели: это уже не только привычные немцы, норвежцы, белорусы, украинцы... Вы посмотрите, как китайцы подтянулись! Они в 2006 году по-настоящему серьезную конкуренцию составят.

— Чем вы лично сейчас заняты? Первый этап Кубка мира уже прошел...

— А я уже на прошлой неделе был в австрийском Хохфильцене, который встречает второй этап Кубка мира. С природой боролся. Вы не представляете, что здесь творилось! В Австрии всю прошлую неделю была плюсовая температура — и, естественно, никакого намека на снег. Пришлось возить снег с ближайших гор, насыпать трассы, молиться на похолодание и только ждать момента, когда пушки можно будет задействовать, чтобы снег разбросать...

— А вы-то тут при чем?

— А я не только президент Федерации России по биатлону, но и вице-президент Международного союза биатлонистов — так что в Хохфильцене не только за наших буду переживать, но и работаю на мировой биатлон.

— Вы сами на кого ставите: на молодых или побегавших и пострелявших уже?

— Биатлон — вообще-то не юный вид спорта: основной костяк мирового биатлона — от 27 лет до 30. И “пенсионеры” у нас только приветствуются. Но у России очень хороший резерв, это доказывают и чемпионаты мира, и Европы, и кубковые этапы. Так что у меня нет особых беспокойств.

— О чем жалеете?

— Без родины очень плохо.

— А с родиной совсем никак?..

— Мой иск принят Европейским судом по правам человека в Страсбурге. Грамотные люди сказали, что он будет решен положительно. Там сомнений нет. Осталось только дождаться моей очереди. Но я дождусь!

— Хорохоритесь?

— Я еще никогда в жизни не унывал. У меня настроение нормальное, и, как говорили старые коммунисты, — наше дело правое, мы победим. Губернатор-то кемеровский в одном телевизионном интервью сказал, что людей подразделяет на орлов и гадов. И он, мол, орел. Я к нему, честно говоря, лучше до этого относился, хотя и не видел никогда. Так что орлом себя не назову, но терпеть и бороться я умею.

— Когда руководство далеко, низы расслабляются. Вы знаете, что еще в прошлом году вашу федерацию называли “частной лавочкой”: мол, ни на один вопрос ответ не получишь, ни один документ не выцыганишь?..

— В любом, самом организованном деле всегда есть оппозиция. Она поднимает голову в тот момент, когда ей это удобно. И я не раз говорил: приходит нормальный человек с нормальной программой и финансовой поддержкой — пожалуйста, тут же получаете факс от меня, что я освобождаю свой пост. Но такой кандидатуры пока нет. Я не могу сказать, что я семи пядей во лбу, но тем не менее, когда принимал руководство союзом, он был абсолютно развален, Россию даже не рассматривали в качестве хозяйки проведения этапа Кубка Европы. А сейчас? Полностью восстановлен Новосибирский комплекс, построен Ханты-Мансийский, в Башкирии прекрасные условия, тренируемся в Псковской области — все это работа последних семи лет.

— Что не сделали в силу расставания с Россией?

— Конечно, будь я рядом, все немного было бы по-другому. Но когда идут огромные финансовые игры по всей России... Нужен контроль — чтобы все указания исполнялись стопроцентно. И лидер должен находиться на месте, во главе войск. Я не хочу сказать, что я Чапаев или Суворов, но тоже ведь что-то сделал...

— В вынужденной эмиграции есть ваша вина?

— Бабушка мне правильно говорила: “Александр, простота хуже воровства”. Я всегда был доступен и открыт. Никогда ничего не скрывал. Но и об этом даже не жалею. Только... без России я никто.

— Кем гордитесь из сегодняшних российских биатлонистов?

— Всеми. Ну, может, за Сергея Чепикова всегда особенно переживаю: пометался он со своими уходами из биатлона — то в лыжи, то вообще... И ведь потерял столько лет! Но он молодец, не зря двукратный олимпийский чемпион, — и тренировался отчаянно в этом году. Биатлон — особый вид спорта: настоящие мужики в нем растут. Красноярск, Новосибирск, Ижевск, Уфа, Свердловск — ведь биатлон один из немногих видов спорта, который выжил в регионах, несмотря на все трудности. Жаль, что в Подмосковье нет стрельбища и хорошего комплекса. Тогда бы мы проводили два этапа Кубка мира в России. В Москву полетят все, не сомневайтесь! Вон в Дмитровском районе для биатлона — прекрасный рельеф. В Ханты-Мансийске 30 тысяч зрителей на соревнования собирались, на чемпионат мира в Германии, который состоится в феврале, все билеты уже весной были проданы. Вот в этот новейший комплекс на старом месте, где я сейчас нахожусь, австрияки вбухали шесть миллионов евро! А разве можно сравнить их зиму и нашу, подмосковную?..


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру