Профессия радийного джея становится все более популярной. Большинство людей уверены в том, что работать на радио — пустячное дело: надел наушники — и болтай себе всякую ерунду да включай музыку. Сейчас мы развеем ваши иллюзии. Вот краткий список того, что должен уметь радиоведущий и как он может этому научиться.
Здесь все зависит от стиля радиостанции, которую вы намерены осчастливить. Если это независимая музыкальная радиостанция, то требования могут быть менее жесткими, однако злоупотреблять поблажками не стоит, чтобы не тормозить собственный прогресс. Поставить дикцию можно двумя несложными упражнениями, которые нужно выполнять регулярно. Первое — так называемое выразительное чтение вслух. При этом нужно интенсивно шевелить губами, словно говоришь с глухим. Второе — скороговорки, типа “Карл у Клары украл кораллы”. Полчаса в день — и очень скоро почувствуете, что стали говорить лучше.
Подразумевается не диплом консерватории (хотя и он еще никому не мешал), а общие музыкальные познания, умение различать музыкальные стили (джаз от джангла или рок от хип-хопа). Эти знания можно получить, регулярно читая музыкальную литературу и прессу и слушая огромное количество самой разноплановой музыки. Главное, чтобы вам это было интересно...
Широкий кругозор и некоторый жизненный опыт.
— магнит для слушателя! Никогда не рассказывайте о себе слишком много, дайте волю фантазии слушателей: они сами наградят вас всеми мыслимыми и немыслимыми качествами, о наличии которых у себя вы раньше и не подозревали. И уважай слушателя: он твой потребитель, а клиент всегда прав! Россия — не Америка, здесь варианты Говарда Стерна типа “Хэллоу, ублюдки!” не прокатят. Намного лучшее впечатление на слушателей произведет ироничный ответ вроде: “Говорила мне мама... Но что поделать, если я родился глухим…”
Все зависит от количества серого вещества в мозгу. Опытные ди-джеи умеют сами ставить себе границы и решать: что можно ляпнуть, а что нет.
Нельзя ехидничать и злорадствовать — это неприятно звучит. И при этом не бойтесь периодически шутить над собой. Это вызывает симпатию, и за это многое простят. Если вы уподобитесь нудному профессору, читающему лекцию в вузе “о вреде всех видов жизни в нашей стране”, вас просто выключат. И если вы будете вести себя как разбушевавшийся Петросян — тоже выключат.
Проснитесь в два часа ночи, сядьте перед микрофоном и как ни в чем не бывало, бодро и весело заговорите о хорошей погоде, любви и т.д.
Константин МИХАЙЛОВ, “Радио on-line”:
— Я вообще очень странно на радио попал. Уникальная история! Меня взяли работать на радиостанцию охранником, но я так хорошо и красиво со всеми здоровался, что меня сделали R-джеем. Вот и такое бывает.
Влад Монтре, радио “Юность”:
— Когда разговор подходит к концу, все прощаются и расходятся, R-джей продолжает оживленную беседу. Когда смотрит на часы, громко выкрикивает точное московское время. В запасе всегда имеет пару-другую реплик, которые использует чаще не к месту. При необходимости легко дает советы психоаналитикам, полагая, что они простые люди и нуждаются в его поддержке и понимании.
Сергей Армишев, “Европа Плюс”:
— В жизни R-джей всегда оглядывается после того, как выругается матом. Конечно, порой одним русским словом можно сказать больше, чем несколькими: пусть это будет не так литературно, но зато емко и смачно. Все R-джеи живут в ужасе, что такое словцо когда-нибудь вырвется у них в прямом эфире и станет последним. “Господа ди-джеи, слово не воробей, поймают — вылетишь!” — это правило помнят все.