От пожарных – каша, от жильцов – иски

16 декабря 2003 в 00:00, просмотров: 123

Десять лет детский музы-кальный театр “Экспромт” под руководством актрисы театра “Современник” Людмилы Ивановой очаровывает детей маленьких и не очень своими спектаклями. Накануне юбилея с Людмилой Ивановной встретился Ян СМИРНИЦКИЙ.

Вдохновенным источником для Ивановой когда-то стала Наталья Сац. Окончив студию Художественного театра, Иванова сыграла у нее свою первую роль деревенского пацана Кольки в мюзикле “Кристаллы ПС”.

— Это Киркоров все говорит, что они открыли жанр мюзикла! (Смеется.) Да нет, задолго до него все уже было…

Говоря о широких натурах сродни Сац, людях, пренебрегающих бытом, льготами, материальным благополучием, Иванова называет еще Ефремова…

— Мало таких людей. Знаете, как бывает: иные художники боятся окружать себя талантливыми людьми, чтобы самим не захлебнуться в этом таланте. Наталья Ильинична же, наоборот, привлекала самых любопытных людей эпохи. Это она, например, заказала Прокофьеву музыкальную сказку “Петя и волк”. А я пытаюсь учиться у нее. Пытаюсь.

Одно время и в “Современнике” шел детский спектакль “Белоснежка”, поставленный по инициативе Табакова. Потом сняли. Нерентабельно. Дети первыми попадают в “нерентабельную” касту. Еще будучи депутатом Басманного района Москвы, Иванова вытребовала для театра помещение в переулке Макаренко. Это был бывший красный уголок, где Иванова-чиновник принимала население. Тогда Юрий Лужков дал “добро”. Но проблемы с жильцами продолжаются по сей день.

— Семь раз с нами судились. Театр занимает первый этаж, жильцы — начиная со второго. Говорят, шумим. Но, во-первых, до 11 вечера шуметь можно, во-вторых, у нас часто идут дневные спектакли… А когда поставили мюзикл “Маша и медведь” (там по ходу действия есть номер со степом), они совсем взбесились!

— Звукоизоляцию не пробовали?

— Все перепробовали. Туда, на второй этаж, по-моему, вселились двое “новых русских”, все помещения скупили. И очень упорствуют в борьбе с нашим театром. А место-то замечательное! Здесь недалеко Пушкин жил до 11 лет, пока не уехал в лицей. Я всегда об этом детям рассказываю, у нас каждый спектакль с живой беседы начинается (дети-то сидят отдельно от взрослых)…

В “Современнике” у Людмилы Ивановны были разнообразные и замечательные роли. Но, по ее собственному признанию, в этих ролях ей всегда не хватало музыки. Сама она нынче бард, ее муж Валерий Миляев — тоже бард (кстати, доктор физико-математических наук), поэтому музыкальный акцент для детского театра напрашивался сам собой. Несмотря на крошечный зал на 80 мест, миниатюрную сцену, труппа обзавелась живым оркестром, артисты же порой самые настоящие профессионалы с оперными голосами. После стажировки в “Экспромте” они разлетаются кто куда — в “Новую оперу” или в Венскую, в Большой театр или в… “Норд-Ост”, как случилось, например, с Андреем Богдановым, исполнявшим в “Норд-Осте” главную роль Саньки Григорьева. Не забывает “Экспромт”, заходит, поет… Удержать артистов надолго при зарплате в 2000 рублей трудно. Но пока удается — это сама искренность, которую Людмила Ивановна ценит превыше всего.

Однажды Иванова подружилась с генералом Коротчиком — тот много лет возглавлял пожарную службу Москвы. Генерал попросил благотворительного концерта для пожарных. Людмила Ивановна два года мучилась этой мыслью и наконец придумала роскошный мюзикл “Пожар”, целиком состоящий из шлягеров. Мальчик Вова, его бабушка, бабушкина кошка и, разумеется, живые спички в обтягивающих костюмах и рыжих париках танцуют танго, воспевая борцов с огнем всего мира…

— “Хочу огню, как змею в сказке, смертельный нанести удар!” (Поет.) Господи, а как мы выступали перед ними зимой, с машины, на огромном плацу! Мороз, ветер колючий! Один артист под черный фрак два свитера не забыл надеть, другая актриса вообще играла в открытом платье. Но — успех! Пожарные потом привезли кашу, всех накормили…

16 декабря в “Экспромте” — юбилейный спектакль: 10 лет с того момента, как театр стал бюджетным. Бюджетный — значит, дают деньги на две постановки в год. А сколько их уже было! Сама Людмила Ивановна вовсю возится с артистами, не вмешиваясь в дела режиссуры. За это ей не надо переживать: режиссеры Наталья Тимофеева и Владимир Байчер каждый раз придумывают для детей самые невообразимые трюки. Трюки трюками, но главное — добро.

— Это поколение молодых, которое курит, пьет, употребляет наркотики, я считаю, уже потеряно. Те, кто еще не курит и не пьет, смотрят телепузиков и американские боевики. Родители доверяют воспитание своих чад телевизору, скрывая от них Крылова, Гоголя… А я пытаюсь открыть. Пусть я — идеалистка. Пусть. Но по-другому нельзя.




Партнеры