Стресс, который лопнул

Если спросить у сотрудников спецслужб, что самое трудное в чрезвычайной ситуации, многие наверняка ответят: работа с родственниками. Очень трудно задавать вопросы людям, которые потеряли близких или знают, что вот-вот могут их лишиться. Именно так и было на Дубровке.

Но для специалистов-психологов это просто работа. И профессионалы находят возможность успокоить и разговорить тех, кто переживает сильнейший стресс. И умудряются делать это в тяжелейших ситуациях, когда обычные психологические приемы оказываются безрезультатными.

Уникальный метод саморегуляции “Ключ” был разработан еще в 1981 году в Центре подготовки космонавтов доктором Хасаем Алиевым. Зарубежные психологи считают его одним из серьезнейших достижений российской науки. У нас в стране о нем знают единицы.

Рожденный ползать летает тоже

…Каспийск, май 2002 года, детская больница. В палате только один пациент — 12-летний Мурад, пострадавший после теракта. Из шеи ребенка вынули три осколка, один остался внутри. Необходима еще одна операция, но делать ее нельзя: мальчик не может расслабиться, не спит уже третьи сутки, боится закрыть глаза, потому что сразу возникают страшные картины взрыва. Психологи разводят руками: речевой контакт затруднен, мальчик молчит, так что применить обычные формы психотерапии невозможно.

— Мы должны проверить, как работает твоя уцелевшая рука, — мягко говорит ребенку доктор Алиев. — Подержи руку перед собой и представь, что она двигается влево, а потом вправо.

Рука “пошла”. Метод психологической реабилитации “Ключ” начал работать. Через десять минут Мурад заговорил. А вечером заснул. Впервые после теракта...

— Хасай Магомедович, так на чем все-таки основан “Ключ”?

— Основа метода, как ни странно это прозвучит, — философская. Еще не родившись, ребенок уже автоматически двигается: ведь мама ходит. Потом, успокаивая двух-трехмесячного малыша, его укачивают. Мы привыкаем к автоматическим, непроизвольным движениям с детства. Так вот, если “включить” автоматическое действие сознательно, эффект еще увеличится. Попробуй вот так, на автомате, развести руки в стороны, свести, имитируя полет птицы. Это парадокс для ума: движение автоматическое и сознательное одновременно. И он не просто снимает напряжение, но и формирует опыт саморегуляции. Потом движения будут уже не нужны.

Послужной список доктора Хасая Алиева огромен. Специалисты Московского центра защиты от стресса готовили персонал для подъема АПЛ “Курск” и в числе первых выезжали к пострадавшим в Кизляре и Каспийске. Метод доктора Алиева запатентован и утвержден Минздравом. Книги Алиева изданы в Болгарии, Польше, Китае, “Ключ” применяется в 105 городах СНГ, Германии, Италии и даже в Австралии.



Каких не берут в космонавты?

В Московском центре защиты от стресса случайных посетителей не бывает. Но здесь регулярно появляются организованные группы военных, спасателей, милиционеров. Методика, которая раньше хранилась под грифом “для служебного пользования”, сегодня “по наследству” перешла к силовикам.

— Тогда, в 80-х, была задача разработать способ моделирования состояния невесомости у космонавтов, — рассказывает доктор Алиев. — И когда этот способ был найден, оказалось, что его можно использовать как эффективное средство борьбы со стрессом.

...Группу бойцов привезли в Центр защиты от стресса прямо с аэродрома. Еще несколько часов назад ребята глотали пыль чеченских дорог. И, похоже, в мыслях они до сих пор еще там. Пока доктор Алиев беседовал с командиром, бойцы... уснули. Сказались бессонные ночи и страшная усталость. Только один остался “в сознании” и даже спросил, нельзя ли поучаствовать в разговоре.

— А ты чего бойкий такой? — удивился командир. — Все вон спят уже...

— Так я здесь уже был, — улыбаясь, признался солдат. — Два года назад со мной Алиев занимался. Если надо — мобилизуюсь моментально. А отдыхаю — как Штирлиц, за двадцать минут...

— А в чем уникальность методики по сравнению, скажем, с известными восточными учениями, которые тоже связывают различные движения с состояниями сознания?

— Уникальность как раз в том, что метод чисто русский. То есть не требует упорного разучивания. Вы пробуйте различные движения: к примеру, приказываете рукам подняться — они идут вверх. Не получается вверх или требует напряжения — попытайтесь развести их в стороны. И так далее. В основе “Ключа” — подбор того, что подходит каждому путем перебора различных движений. Критерий только один: ваш ключ — тот, что получается без усилий. Поэтому методика и привлекательна — исключает насилие над собой. Ее можно осваивать в любых условиях, не отрываясь от работы. Восточные практики вроде йоги или цигун базируются на том, что движение долго заучивается, а потом возникает необходимое состояние.

— Что это за состояние?

— Назвать его можно как угодно, если хочешь — это парение, полет. “Ключ” возник как моделирование состояния невесомости, левитации, вот считай, что это — внутренняя невесомость. В этом состоянии происходит восстановление сил организма, своеобразная разгрузка и перезагрузка мозга. После этого проблемы решаются гораздо успешнее.

— А как “Ключ” работает в экстремальных ситуациях?

— Если говорить о подготовке к ЧС, то методика очень проста: человек летит, переживает парение и в момент этого состояния с помощью психолога или самостоятельно представляет себе ту ситуацию, которая его пугает или ставит в тупик. Такая практика предотвращает панику в случае столкновения с ЧС, дает человеку “щит”.

Вот почему метод востребован силовыми структурами: “Ключ” не имеет аналогов по скорости воздействия в экстремальных ситуациях. Сегодня “Ключ” используют психологи Минобороны, МВД и ФСБ. Для многих офицеров и рядовых спецоперации начинаются и заканчиваются здесь, в Центре защиты от стресса. Но Алиев уверен: его “Ключ” можно использовать гораздо шире.



Психотерапия по-русски

...Галина была одной из зрительниц “Норд-Оста”. Можно сказать, что ей повезло: ни она, ни ребенок серьезно не пострадали. После теракта с ней долго работали психологи. Да, какие-то симптомы стресса снять удалось. Но в глубинах подсознания остался страх. Не за себя — за тринадцатилетнего сына, которого боевики-смертники посчитали слишком взрослым, чтобы дать ему уйти вместе с другими детьми. Теперь и на полчаса Галина боялась отпустить от себя сына. Она даже укладывала его спать рядом, чтобы в случае чрезвычайной ситуации погибнуть вместе. Разумеется, мальчишку это раздражало, он начинал стыдиться матери и все чаще грубо отказывался от чрезмерной опеки. Измученная, неулыбающаяся, испуганная, Галина позвонила в центр. Через три дня после знакомства с “Ключом” тяжелый стресс начал отступать...

По мнению специалистов, состояние тревоги сегодня испытывает едва ли не каждый столичный житель. И выбор терапии у него не так велик: либо психоневролог в поликлинике по месту жительства, либо психотерапевт — 100 у.е. за сеанс. Как показывает практика, большая часть российских мозговедов либо не имеет необходимой квалификации, либо изо всех сил стремится привязать пациента к себе: ведь каждый визит — это еще сотня “зеленых”. На Западе вообще считается, что по-другому просто не бывает. Но Алиев думает иначе.

— Да нет на Западе никакой психотерапии! — ошарашивает он своим заявлением. — Там человек выкладывает огромные суммы только за то, чтобы поговорить. У нас в стране эту роль раньше брали на себя священники. Теперь — друзья, соседи, собутыльники, кто угодно.

С точки зрения Алиева, на Западе не существует проверенной методики работы со стрессом и его профилактики. А у нас уже есть, осталось лишь обучить ей население. Тем более сейчас, когда стрессовые состояния стали чуть ли не нормой для большинства из нас.

— Пять спецзанятий по полчаса, — говорит доктор, — и вы овладели методом саморегуляции “Ключ” и можете применять его самостоятельно. “Ключ” экономит время и деньги. А то, знаешь, мне тут один знакомый говорит: “У меня замечательный психотерапевт. Я к нему уже семь лет хожу!” Спрашивается: если он такой замечательный, зачем ходить семь лет?

“Ключом”, считают специалисты Центра защиты от стресса, можно профилактировать наркоманию. Ведь метод дает не только стрессоустойчивость, но и умение противостоять психологическим манипуляциям.

— У большинства детей сегодня очень высокая степень напряженности, — говорит Хасай Алиев. — Это напряжение снимается наркотиком. Здесь — первопричина зависимостей, хотя об этом почему-то никто не говорит. Обучая детей навыкам саморегуляции, мы обеспечиваем их реальной защитой от наркомании.

Столичные психологи уверены в необходимости целевой программы, рассчитанной на школьников. У Центра защиты от стресса есть и наработки, и рекомендации. Как обычно, не хватает средств. И хотя центр курируют Комитет общественных связей и Комитет межрегиональных связей и национальной политики Москвы, внимания со стороны властей явно недостает. Хотя доктор Алиев уверен: “Ключ” — оптимальный метод саморегуляции даже с точки зрения общественного устройства, поскольку самый демократичный.

— Если человек не умеет управлять собой, им управляют другие, — говорит Хасай Алиев. — “Ключ” — это философия внутренней свободы.




Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру