Никогда не выбирай смерть

25 декабря 2003 в 00:00, просмотров: 587

Даже в качестве названия, как это сделал авангардный польский театр молодого поколения из Варшавы — “LA M.ORT”, показавший в Москве свой авторский спектакль “Следующие” в постановке Эвелины Гураль. Многие уверены, что успеха, который поимели поляки, могло и не быть. А всему виной опасное название — “LA M.ORT”.


Непредвиденное случилось уже в “Шереметьево-2”, куда прилетела труппа со своими негромоздкими декорациями — три старые деревянные парты. Артисты (в основном выпускники разных театральных школ страны) и технари загрузились в автобус, который, не успев далеко отъехать, врезался в бетонное заграждение. Крик, испуг, поскольку у многих на лице была кровь. Но когда прошел первый шок, выяснилось, что многие от сильного удара разбили самые кровеносные части лица — губы и брови. И только у одного человека оказалась повреждена рука.

Но спектакль сыграли на следующий день — и никаких следов аварии, только талант: наглый, напористый, без лишних слов обращающийся с наследием прошлого. Во всяком случае, с первых минут действия невозможно освободиться от ассоциации со знаменитым “Умершим классом” новатора польского театра Тадеуша Кантора. Когда шестеро персонажей начинают робко, по-ученически тянуть руки, желая ответить на вопрос, — уже нет сомнения, что это цитата из Кантора. Но это уже не старички из “Умершего класса”, нежно обнимающие манекены — своих двойников из юности. “Следующие” — это новое поколение, у которого нет прошлого. А хуже того: нет и будущего.

Пустотой и скукой пронизаны их разговоры. В душах тоже пустота. “Искусства нет!” — говорит один. “Религии тоже нет. Это лишь пустой звук!”. — “Идеи тоже нет!” — отвечает вяло другой. “Желаний”. — “Любви”. — “Покоя”. — “Общения”. — “Близости”. Интригу вносит молодой моралист Леось, призывающий всех очнуться от цинизма и предлагающий схему “карьера—деньги” заменить другим сочетанием “человек—любовь”. Этот поворот отсылает зрителя к христианской риторике, так замечательно развенчанной в последней ленте Ларса фон Триера “Догвиль”, — страшнее те, кто примеряет тогу гуру.

Анализ нового поколения Польши сделан жестоко, но стильно и замечательно по-ученически сыгран. По силе воздействия театр с опасным названием можно сравнить со “скорой помощью”, которая мчится со включенной сиреной на спасение чуткости и не только в искусстве. Главное — избежать опасных поворотов.




Партнеры