Ход “коньком”

25 декабря 2003 в 00:00, просмотров: 196

Раньше казалось: ну что за премудрость эти лыжи? Купил — и скорее на горку кататься. Как оказалось, правильно выбрать снаряжение не так-то легко. Без специалиста не разобраться...

Лыжи

— А вам лыжи-то для чего? — таким вопросом встретит новичка в магазине любой консультант.

Я не стала исключением: “Ездить...”

Ответ вызвал снисходительную улыбку. Оказывается, “ездят” все по-разному. Можно ходить классическим способом, как Плейшнер из “Семнадцати мгновений”, можно “коньком” или “елочкой”. И лыжи подбирают в зависимости от способа передвижения. У “классики” носок более загнутый, а у “конька” — закругленный. В среднем лыжа должна быть выше человека на 15 см. И чем больше вес катающегося, тем длиннее будет покупка.

Стоимость “классики” колеблется от 700 до 4000 рублей. “Коньки” обойдутся дороже — от 1100 до 4200 “деревянных”. Ездить на них рекомендуется только по хорошей трассе, иначе узким носком зароетесь в снег. Ну а тем, кто не может определиться с типом катания, предлагают универсальные лыжи (до пяти тысяч рублей).

Любителям прогулок по лесу и снежной целине рекомендуются туристические модели.

— Они самые широкие, — поясняет консультант Александр. — Да к тому же с насечкой на скользяке (поверхность лыжи, соприкасающаяся со снегом), что улучшает скорость и скольжение. На некоторых туристических лыжах есть еще металлический кант. Он как бы разрезает ледяную корку и позволяет идти даже по жесткому насту. В зависимости от наворотов и качества цена на такие модели составит от 1900 до 5000 рублей.

Выбирая лыжи, обратите внимание на их внешний вид.

— На скользяке не должно быть глубоких царапин, — консультант вертит в руках образец. — Кант должен плотно прилегать к основе. Важен и рисунок. Если окраска сплошная и переходит на боковую поверхность, значит, в ваших руках продукция фирмы, указанной на логотипе. Лыжи с рисунком только на внутренней стороне сделаны по лицензии. Возможно, в России или где-нибудь на Украине. Обычно эти модели уступают “родным” и по цене, и по качеству.

Впрочем, как говорят “лыжные” специалисты, дорогой — не значит хороший. Модели прошлого сезона обойдутся дешевле в среднем на тысячу рублей, хотя по качеству ничуть не уступят новинкам нынешней зимы. При правильном выборе пары лыж вам хватит на пять лет.



Палки

Это только на первый взгляд все палки “на одно лицо”. Присмотритесь: они бывают из алюминия, стекловолокна и стеклопластика. Найти бамбуковые палки “родом из детства” практически невозможно.

— Пластик дешевле, не деформируется и служит подольше, — объясняют в магазине. — К тому же с ним можно экспериментировать.

Алюминиевые палки более устойчивые и не лопаются при больших нагрузках. “Шесты” из стеклопластика и стекловолокна легкие, что позволяет развивать большие скорости. Цена во многом зависит от ручки: самые дешевые — пластмассовые, самые дорогие — пробковые. Правда, пробка весьма ненадежна и может рассыпаться после первого же сезона.

— Покупая палки, обратите внимание на их длину, — инструктирует горнолыжник Сергей. — Для туристического типа подойдет “шест”, который доходит до подмышки. При “классике” палки должны доставать до верхней точки плеча, а при “коньке” — до мочки уха. Выбрать неплохой вариант можно даже за 250 рублей.



Ботинки

От стиля бега зависит и тип лыжных ботинок. Твердый башмак с высокой манжетой рекомендуется для “конька”, мягкий сапожок — для “классики”, а ботинки с регулируемой жесткостью — для “универсала”. Во время длительных туристических походов удобны утепленные бутсы. В них не замерзнете даже в сильный мороз. Стоимость ботинок — от 2 до 7 тысяч рублей и зависит от года выпуска, модели и компании-производителя.



Крепления

Пара слов о креплениях. Они бывают двух видов: автоматические и механические. Для “чайников” подойдет автоматика — фиксация не столь надежна, зато удобна. Механические крепления застегиваются вручную. Хоть и утомительно, зато надежно.



Мази, парафин и скребки

Народ подметил верно: “Не подмажешь — не поедешь”. Лыж это касается в первую очередь. А чем мазать-то? Раньше катались на свечках и сале. Сейчас же в магазинах чего только нет: парафин, мази, “скоростные” таблетки, растирки, смывки, утюжки, скребки, пробки. Парафин (обеспечит хорошее скольжение и скорость) наносят на скользяк перед каждым выездом, втирая специальным утюжком (2—7 тысяч рублей). Ни в коем случае не трогайте домашний утюг — иначе просто сожжете лыжи.

Прежде чем мазать скользяк, хорошо бы посмотреть на термометр — каждой температуре соответствует определенный вид парафина. Есть, конечно, универсальный, но он менее эффективен. На сезон, если у вас одна пара лыж, достаточно стандартной баночки (90—250 рублей). Парафин с добавлением фтора (улучшает скольжение при повышенной влажности) дороже в несколько раз.

Излишки мази счищают специальным скребком (200 рублей), а затем полируют поверхность синтетической щеточкой. Подобную процедуру повторяют перед каждой прогулкой. Профессионалы после катания еще и удаляют с лыж остатки смеси специальной смывкой (100—300 рублей).

Парафин можно заменить эмульсией. Ее нужно просто распылить на скользяк и немного подождать. Честно говоря, при легком морозце можно кататься и без всяких средств. А вот во время оттепели, сильного снега и холода без мазей не обойтись.

Помимо всего прочего в стоимость снаряжения входит хороший костюм и теплые перчатки. Но здесь все зависит от ваших габаритов и размера кошелька.

И последнее напутствие. Не бойтесь скорости: ниже земли все равно не упадете.

— Никаких серьезных травм в любительском спорте не бывает! — категорично заявляет дока в лыжном вопросе наш консультант Александр. — Могу обещать только массу положительных эмоций, заряд бодрости и хорошего настроения.






    Партнеры