Новости от Автосалуна

29 декабря 2003 в 00:00, просмотров: 130
Страховщики показали, кто в России хозяин

11 декабря кассационная коллегия Верховного суда России вернула все на круги своя, признав законными повышающие коэффициенты по мощности двигателя и по территории преимущественного использования автомобиля.

Ничто не предвещало беды…

В начале октября Верховный суд установил, что в Законе “Об обязательном страховании…” среди факторов, в зависимости от которых могут устанавливаться коэффициенты, влияющие на тариф, мощности двигателя нет. Стало быть, положение правительственного постановления №264, изданного во исполнение закона и устанавливающего повышающий коэффициент 1,5 при страховании ответственности владельцев автомобилей с мощностью двигателя от 120 до 160 “лошадей”, противоречит закону. Блестящая победа была основана на абсолютно безупречной логике.

Столь же мощным был и прозвучавший в Верховном суде довод противников “обязаловки” о том, что житель Москвы имеет полное право передать по доверенности свой автомобиль жителю Магадана, и последний при заключении договора на страхование вправе требовать применения не московского (умопомрачительного!) коэффициента, а вполне приемлемого — магаданского. То есть — привязанного к территории преимущественного использования автомобиля. Стало быть, требование правительственного постановления №264 страховать ответственность по месту жительства собственника (который, возможно, своим автомобилем не пользуется и пользоваться не будет!) противоречит закону и исполнению не подлежит!

Однако, хорошо понимая, какие барыши пролетают мимо страховых компаний, Российский союз автостраховщиков подрядил Минфин и Генпрокуратуру на борьбу с… Верховным судом.

Один из “ведущих специалистов” страны в области безопасности дорожного движения — Минфин — в порядке кассации взялся доказывать в кассационной коллегии Верховного суда (и доказал!): “чем мощнее двигатель, тем больше шансов попасть в ДТП”. Другой такой же “эксперт” по авариям — Генеральная прокуратура — со знанием дела поддержала Минфин.

Возмущенная решением Верховного суда от 7 октября, вышеуказанная тройка навалилась и на судебное решение, признавшее незаконным привязку тарифов к месту жительства собственника машины. Главным аргументом в пользу отмены решения Верховного суда была двинута простая, но “убедительная” мысль: такая привязка наилучшим образом позволяет ГАИ контролировать исполнение закона.

И 11 декабря, подменив законность целесообразностью, кассационная коллегия Верховного суда оставила в силе все оспоренные в Верховном суде и признанные им вне закона тарифы…

Схлестнувшись с Верховным судом, российские страховщики, таким образом, еще раз показали, кто в доме хозяин…



Президент выкопал для водителей долговые ямы

Под занавес депутатских “гастролей” на Моховой прежний состав Государственной думы тихой сапой подложил российским водителям упитанную свинью: 21 ноября Федеральным законом №161 он принял поправки к законодательным актам, позволяющие, в частности, штрафовать в двойном размере всех, кто не уплатил штраф за нарушение ПДД. И даже отправлять их за решетку на пятнадцать суток. Аккурат после выборов (дабы не навлекать народный гнев и не обрекать выборы на бойкот), 8 декабря, поправки утвердил и российский президент.

Понятно, что столь жесткие меры вызваны отнюдь не национальной идеей воспитания верноподданных в духе уважения к закону и предотвращения совершения ими новых правонарушений: хроническая неуплата штрафов водителями за последний год уже весьма серьезно задела интересы российского бюджета.

Однако, по мнению экспертов, такие чрезвычайные меры скорее всего останутся лишь на бумаге, поскольку применять их на практике будет невероятно сложно.

Во-первых, если сегодня ни один судебный пристав-исполнитель не ложится в засаду у квартиры неплательщика, дабы взыскать с него 50 рублей штрафа — в однократном размере, то вряд ли депутаты и президент угадали, что пристав займет место под батареей на лестнице, чтобы взыскать 100 — в двукратном. Ведь механизм взыскания независимо от суммы штрафа один и тот же — ну никакой. А значит, и двойной штраф никак не простимулирует должников.

Во-вторых, подавляющая часть законопослушных водителей, все же оплатившая штраф в течение установленных кодексом 30 суток, ни за что не пойдет на почту, чтобы, как того требуют новые поправки в КоАП, отправить копию квитанции судье Петровой или сержанту ДПС Козлову. Ведь почтовое отправление обойдется им, как папаше Дорсету, в лишних пять долларов и в головную боль, заработанную в очереди. А посему им проще будет дождаться у дверей своей квартиры судебного пристава (если тот, конечно, вообще придет…), которому можно объяснить, что штраф оплачен, а копия квитанции-де отправлена (или передана лично в руки сержанту Козлову), но почтой или Козловым, видимо, потеряна в гигантской куче аналогичных. И в доказательство оплаты штрафа подсунуть приставу оригинал.

А когда водительская рать, раскусив всю прелесть сей процедуры, совсем перестанет обивать пороги почты и платить лишние деньги (!) на отправление копии квитанций, каждому приставу на своем участке ежемесячно придется ломиться в двери как минимум трех сотен квартир. Не сломаются ли, сердешные?..

В-третьих, привлекая злостного неплательщика к ответственности, сторона обвинения обязана будет доказать, что штраф действительно не оплачен. В свою очередь, ни один нарушитель в соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ “Презумпция невиновности” не обязан будет доказывать обратное. И любое судебное заседание на тему “припаять ли Баранкину 15 суток за неуплату штрафа” (притом что Баранкин с металлом в голосе утверждает: “Будучи у тетки в Усть-Илимске, платил там, но квитанцию теткина собака съела”) закончится капитуляцией суда.

В-четвертых, поскольку страна напрочь разучилась платить штрафы и административному аресту уже подлежит едва ли не каждый второй нарушитель ПДД, вряд ли столь значительную часть трудоспособного населения страны в лице управляющих автомобилем суд заставит на 15 дней сменить баранку на метлу. Иначе кто ж будет увеличивать внутренний валовый продукт?..

А значит, все снова упрется в процедуру принудительного взыскания штрафа.

По принципу “на суке — мочало, начинай сначала”...



За отсутствие страховки в Москве все же оштрафуют

Неудачную попытку осчастливить россиян предприняло руководство Государственной инспекции безопасности дорожного движения России. На недавней встрече с журналистами руководство придорожной милиции поведало, что никаких массированных акций по отлову не застраховавшихся автолюбителей не будет. Однако всенародной радости эта новость не вызвала: у столичной милиции другие планы.

По словам заместителя начальника Главного управления ГИБДД России Александра Якимова, задержка с введением санкций вызвана тем, что придорожная милиция не разработала еще необходимые методические рекомендации и ведомственные инструкции. Значит, у водителей будет достаточно времени, чтобы спокойно обзавестись полисами обязательной автогражданки.

Однако радость была короткой. Очень скоро выяснилось, что управление ГИБДД по Москве придерживается противоположного мнения. Никаких поблажек гражданам, которые выведут своих “стальных лошадей” на столичные дороги в новом году, не будет. Они считают, что для наложения штрафов достаточно существующего Кодекса РФ об административных правонарушениях. В нем черным по белому написано, что санкции за отсутствие полиса ОСАГО вводятся с 1 января 2004 года. Это значит, что столичная милиция вынуждена исполнять закон.

То есть первые нарушители могут появиться уже в новогоднюю ночь. Причем милиция вправе предъявить им на выбор целый букет претензий. За отсутствие полиса — штраф 50 рублей. При этом дальнейший путь водитель с пассажирами продолжит пешком: его машина может быть эвакуирована на специальную стоянку. Если скоротечное дознание на обочине дороги покажет, что страховка у автолюбителя отсутствует напрочь, а не забыта дома, то придется выложить в виде штрафа от 500 до 800 рублей. Правда, в этом случае пешком гулять не придется: эвакуация машины не предусмотрена.






Партнеры