Приматы, нежные, как примы

ОНИ здесь всюду: с черными шапочками на голове, с хохолками в виде клобука с остроконечным капюшоном, обросшие густой бурой шерстью, с пышными шлейфами на боках и хвосте… Взгляды — настороженные, сердитые, любопытные… У них все как у людей: высокоразвитый мозг, те же четыре группы крови, во рту 32 зуба, на всех пальцах ногти… Им свойственно чувство юмора и даже самоиронии. Они способны, подобно людям, ревновать и страдать. Наконец, с ними можно общаться с помощью жестов на языке глухонемых… Но, шагая по Сухумскому обезьяньему питомнику с его домами, улицами, центральной площадью в окружении трех сотен хвостатых и носатых, я все-таки отказываюсь верить, что вместе с полуобезьянами и обезьянами вхожу в единый отряд приматов. Правда, до поры до времени…

Гарем для профессора

Нагребая совковой лопатой из грузовика в ведра оранжевые плоды, мы вспоминаем, что за килограмм мандаринов отдали бы в столице от 40 до 60 рублей, за хурму — и вовсе 50—80. В Абхазии этими фруктами кормят всю домашнюю живность… Обезьяны не исключение. Еще для своих подопечных зоотехники готовят специальный корм из пшеницы, кукурузы, жмыха и сухого молока. Но больше всего мартышки, макаки, павианы любят лакомиться сырами и яйцами. И как истинные приматы никогда не откажутся от печенья и конфет. Ничто человеческое им не чуждо.

Подходим с ведрами к обезьяньему дому №6 — и слышим душераздирающие крики.

Вопит Профессор. Забившись на верхнюю полку, он руками и ногами пытается защитить свое “самое дорогое”. Настырная самка с чернильным номером 13 в паху, бесстыже заглядывая Профессору между ног, всеми правдами–неправдами пытается отодрать его конечности от заветного места.

— Да она смотрит, возбудился Профессор или нет, — коротко бросает на ходу сопровождающая нас зоотехник Экко Булискерия.

Другой наш консультант — до этого словоохотливый заведующий экскурсионным бюро — куда–то моментально сворачивает… Абхазскому мужчине комментировать “нэмужское” поведение “собрата” кажется унизительным.

А Профессор продолжает скалиться и кричать. Волосатую нахалку с блудливыми глазами-маслинами приходится отгонять палкой. Спрыгивая с доски, она умудряется ущипнуть обидчика за свисающий кисточкой хвост. А все дело в том, что двадцатилетний павиан–гамадрил по кличке Профессор симпатизирует другой… В общем, обычная житейская история. Правда, вскоре выясняется, что этот же павиан частенько поколачивает своих гаремных жен, случается, и насилует... А когда отсаживают любимую жену, три дня хандрит, а после возвращения любимой — по месяцу не может простить ей измены, ревнует. Опять же как у людей… Но, по единодушному признанию зоотехников, Профессор никогда не оставит свою семью без еды.

— Как–то у него в клетке мы увидели птичьи перья, — рассказывает Экко Булискерия. — Сначала не придали этому значения. А когда обнаружили куриную лапу, призадумались… Ночной сторож стал свидетелем того, как павиан–гамадрил по изолятору выбирался из клетки наружу… Вольер, где находился Профессор с семьей, был без крыши, охранял же обезьян так называемый электропастух — три натянутых провода под напряжением. Как павиан умудрился обнаружить участок, где нет тока, уму непостижимо…

А хитрющий гамадрил тем временем наведывался в ближайшие курятники. Лакомство не забывал приносить и своим подругам. Павианы всеядны: едят в основном траву, семена, корни, клубни, мелких позвоночных. Но на воле нередко устраивают охоту на зайцев и молодых газелей — и с удовольствием лакомятся мясом.

Охотничьи навыки пригодились Профессору во время военных действий в Абхазии в 92—93-м годах. В питомнике был отключен свет, обезьяны голодали. Часть из них пришлось выпустить на волю. В лесах они подрывались на минах, гибли от выстрелов и стресса. А павиан-гамадрил не стремился покидать питомник. Когда его семье не стало хватать еды, он начал выходить на охоту даже днем. На лесной дороге подкарауливал крестьян, идущих на рынок. При виде 40–килограммового Профессора с шестисантиметровыми клыками торговцев как ветром сдувало. Корзинки с гусями и тачки с курами доставались павиану и его самкам.

— Однажды гамадрил притащил петуха, к ноге которого была привязана веревка, — рассказывают зоотехники. — Бедолага, видимо, искал корм привязанным где–то недалеко от дома…

Тогда же из леса назад в питомник Профессор привел четырех макак–резусов, а чуть позже у него в гареме появилась еще одна подруга — вольноопределяющаяся обезьяна анубис.

Кузькина мать

Успокоив Профессора, идем с зоотехником Валей кормить обезьян. В доме №6 на довольствии — 97 мартышек, макак, павианов.

Первые лакомые куски Валентина вручает самцу по имени Кузя. В обезьяньей семье своя иерархия... “Уведет” самочка из–под носа супруга банан или киви — тут же почувствует на себе тяжелую мужнину руку.

Однако я замечаю, что одна из “дамочек” с Кузей не церемонится. Отобрав у любимого мандарин, тут же с невозмутимым видом садится на нижнюю полку его чистить.

— Это любимая Кузина жена, — объясняет зоотехник. — Ей он прощает все…

Вопрос, как зовут проказницу, несколько удивляет Валентину. У нее 97 подопечных… В питомнике имена получают лишь самые выдающиеся из обезьян.

Любимая жена Кузи, например, известна как Сорок Четвертая. В паху — где нет шерсти — у нее вытатуированы на коже чернилами две четверки.

Сам Кузя довольно известный в питомнике павиан. До трех лет он жил в доме у зоотехника Экко. Малышом он лишился матери.

— Кузя был слабеньким, в полгода имел тот же вес, что и в два месяца. Его мама сильно болела, сказывались последствия войны, так называемый абхазский синдром, — говорит подошедшая к нам приемная мама Кузи — Экко. — Я его, как ребенка, в коляске возила, кормила из соски, памперсы меняла. Любимым его занятием была езда верхом на нашей белой лайке — Мухоморе. В три года у Кузи сменились зубы, появились острые клыки, он стал опасен, и я перевела его в питомник.

Теперь Кузьма — взрослый павиан. Когда гаремные самочки сцепились между собой, главе семейства достаточно было бросить на женушек беглый взгляд, чтобы те остепенились. Через пару минут они уже сидели, почесывая друг друга и выбирая паразитов… Эта процедура, как выяснилось, знак дружелюбия, укрепляет добрососедские связи.

По мнению зоотехников, обезьяны во многом похожи на людей: самцы — ленивые, самочки — ревнивые и склочные.

— Да самки просто коварные, — горячится Экко. — Например, они запросто могут натравить на меня Кузю…

А Кузьма, скосив на нас глаза, тянет воду из трубы-автопоилки. И вдруг — через прутья решетки — молниеносным движением выхватывает из моих рук ручку и блокнот… “Пропали записи по четырем отработанным в Абхазии темам! — в ужасе думаю я. — И как умудрился дотянуться?!”

— Кузя у нас циркач, — говорит Экко, показывая павиану шоколадную конфету… Яркая обертка сделала свое дело: блокнот удалось спасти. А вот ручка мощными клыками за полминуты была превращена в пластмассовые осколки.

Посетители порой недооценивают ловкость обезьяньих рук — и лишаются часиков, цепочек, а дамы, на радость публики, порой и верхних деталей купального костюма. Впрочем, достается и представителям сильного пола, с которых обезьяны частенько стягивают шорты...

Одеколон “Лесные клопы”

— Монахи ордена капуцинов, — говорит зоотехник Ольга, протягивая обезьянке лимон.

У представителей приматов, живущих в доме №3, своеобразные “головные уборы”: черные шапочки на голове, похожие на тонзуру — выстриженный круг на голове францисканских монахов ордена капуцинов. За удивительное сходство обезьян так и назвали — капуцинами.

Юркий самец, схватив лимон… хвостом, разорвал зубами кожуру и стал… натираться им, как мочалкой.

— Капуцины любят душистые вещества, — невозмутимо объясняют зоотехники. — Поэтому с удовольствием натирают тело луком, лесными клопами, не отказываются и от одеколона...

В углу клетки мы замечаем мамашу с детенышем. Обезьяна устроила отпрыску уютную и теплую колыбельку, поместив его между поднятыми коленями и собственной грудью. Едва из меховых складок показались длинные хилые конечности малыша, как мамаша стремительно вскочила и огромным прыжком перелетела на другой конец клетки… Я ахнула, но новорожденный оказался не промах: мертвой хваткой вцепился в материнскую шерсть. А мамаша ничего — продолжала скакать в полной уверенности, что родное дитя не сорвется вниз.

По мнению зоотехников, все без исключения обезьяны обожают своих отпрысков. Причем родители постоянно чистят своих малышей, причесывают, согревают и даже купают под дождем, как под душем.

— Нередко новорожденного хотят понянчить — покачать на руках все члены семьи, — рассказывает Экко. — Помню, жила у нас в питомнике обезьяна по кличке Бабушка. За 28 лет она произвела на свет 16 детенышей, а все ее потомство исчислялось в 240 особей. На склоне лет мы поместили ее в вольер детского сада, где она стала вожаком. Сколько она выпестовала малышей — не сосчитать… В общем, удивительным образом оправдала случайно полученную кличку.

А благоухающему лимоном главе семейства зоотехники вручают цветные мелки, и он тотчас принимается разрисовывать штрихами и линиями прилегающую к клетке стену. Через полчаса вырисовывается своеобразный орнамент. Ученые Сухумского питомника уверены, что обезьяны прекрасно чувствуют композицию и избирательность цвета и вообще у них развито чувство прекрасного. Например, гиббоны устраивают хоровые концерты, в которых участвует вся семья. И их песни мелодичны и сложны.

Устройство гортани и голосовых связок не позволяет обезьянам произносить слова человеческой речи. Но приматы успешно осваивают очень сложный язык жестов, в которых находится место даже… прилагательным.

— Из ста выученных слов самыми важными для хвостатых оказываются слова “щекотать” и “еще”, — говорят зоотехники. — Обезьяны обожают, когда их почесывают, а слово “еще” позволяет обойтись без многих других важных слов…

Удивительно, но обезьяны в период обучения начинают… ругаться. В качестве бранного слова из всего усвоенного репертуара они самостоятельно выбирают слово “грязный”. Уже доказано, что приматы умеют составлять длинные фразы из жестов — их словарь равен языковому запасу 3—4-летнего ребенка.

Братья по крови

В канун праздника больше всего внимания посетителей достается символу наступающего Нового года — зеленой мартышке. Таких в питомнике 8 особей.

Угостив симпатичную лупоглазую обезьянку орехами, мы интересуемся у зоотехников, какими качествами нужно обладать, чтобы в год Обезьяны заманить удачу в дом.

— Нужно быть добрым, — говорит Экко Булискерия. — Обезьяна к злому человеку никогда не подойдет. Мы замечали: из всей толпы мартышки сразу выбирают любимцев. К доброжелательным людям обезьяны подходят, даже если у них в руках ничего нет, а у агрессивного, злого человека они выхватывают еду, при этом могут специально поцарапать.

Во–вторых, постарайтесь не нервничать: для обезьян губителен стресс. Отрицательные эмоции для мартышек не проходят даром. Наши ученые доказали: если неприятные новости обрушивать на обезьян за едой, могут развиться опухоль и язва желудка, во время любовной игры — самец может стать импотентом, а самка не только не сможет забеременеть, но и получит сахарный диабет.

Стоит также помнить, что обезьяна — смелое, ловкое и предприимчивое животное. Но бережливой ее не назовешь: сколько бы игрушек мы ни давали обезьянам в вольеры — в скором времени от них оставались рожки да ножки.

Многие удивятся, но, по мнению зоотехников и ветеринаров, долгие годы работающих с обезьянами, приматам свойственно чувство юмора, даже… самоиронии. Они свято блюдут особую культуру отношений в семье, никогда не бросают стариков. И наконец, обезьяны — единственные животные, которые во взрослом возрасте любят играть, то есть занимаются деятельностью, напрямую не связанной с выживанием вида.

На выходе из питомника, вспоминая фильм “Планета обезьян”, я не переставала бубнить: “Обезьяны, похожие на людей, и люди как обезьяны…” В общем, все мы приматы. ДНК обезьян на 99% соответствует генетическому коду человека. А например, кровь карликового шимпанзе бонобо можно переливать любому из нас без какой–либо предварительной обработки. Наступающий новый год — наш год, и он должен быть удачным.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру