Рейтинг 2003 года

30 декабря 2003 в 00:00, просмотров: 166

В этом нас окончательно убедил уходящий год. На сегодняшний день в России только один дурак — гений. Причем чистой красоты. Зовут его — Слава Полунин. На фоне всеобщего выборного безумия и политической апатии, а также полного отсутствия снега в Москве он единственный подарил нам сказку о лучшей жизни и зиму. Самую что ни на есть настоящую — с бешеной метелью, воем ветра, снежным комом разного размера — от снежинки до мегакомка.

Вышло на сцену пугало №1 — в желтом комбинезоне, с красным носом и лысиной, как поляна, посреди седых всклокоченных волос. Не вышел, а просеменил навстречу пугалу №2 — тоже с красным носом, но в здоровенной шапке с ушами, как крылья у самолета. Встретились два одиночества, постояли, ручками “повздыхали” и разошлись. А потом выехала красная кровать с половой щеткой впереди, и получился целый корабль. Дураки на него залезли и ошалели от счастья. Окончательно потеряв голову, они смотрели в зал, как в зеркало.

Что отражало оно? Размягченные, поплывшие от счастья лица взрослых людей. Дети — не обсуждаются — они просто орали дурными голосами. А солидные дядьки даже не замечали, как их потные лысины облепили кусочки папиросной бумаги. Они их брезгливо не сбрасывали, потому что были уверены: это — настоящий снег.

“С... Нежное шоу” Славы Полунина, которое было сделано несколько лет назад, подтвердило незыблемую для России истину — вера пока есть только дуракам. И просьба их не путать с теми, кто после предвыборного забега, тяжело дыша, обливаясь вонючим потом, со знанием выполненного долга уселся в Государственной думе. Если они и дураки, то с гениальностью Полунина это и рядом не лежало.

Прорыв года

Это взятие Венецианского кинофестиваля. Самое невероятное в том, что престиж отечественной киноиндустрии на международном уровне обеспечили не мэтр-орденоносец или заслуженный патриарх, а никому не известный Андрей Звягинцев, бывший актер, подрабатывавший в свое время на жизнь дворником. Его картина “Возвращение” получила в Италии двух “Золотых львов”, и за ней тут же выстроились в очередь прокатчики со всего мира. А до того никому не известные актеры стали настоящими звездами. Например, Константин Лавроненко, исполняющий в “Возвращении” роль отца, был немедленно принят в Гильдию актеров России и сейчас разрывается между несколькими проектами, в том числе и международными. И какой вывод из всего этого можно сделать? Дорогу молодым — дерзким, наглым и с идеями. А не тем, кто выставляет правительству сметы с многомиллионными бюджетами.

Скандал года

Это возбуждение уголовного дела о финансовых нарушениях в крупнейшем книгоиздательском гиганте — издательстве “ЭКСМО”, которое грешило “левыми” неучтенными тиражами, незаконно уводя миллионы долларов от налогов. Следствие утверждает, что реальные тиражи распространялись по России через фирмы-“однодневки”, авторы же получали основные гонорары черным налом. Дело до сих пор находится в прокуратуре. Аналитики предсказывают, что доведение этого дела до суда может повлечь если не обвал книжного рынка, то уж передел его, вне всякого сомнения. Удивляет только одно: почему решили разобраться именно с “ЭКСМО”, ведь “левачили” практически все издательства, разница лишь в одном: по-крупному или по-мелкому.

Концерт года

Сэр Пол Маккартни почтил-таки своим присутствием Белокаменную. И дал концерт не где-нибудь, а на Красной площади. Там, где еще примерно четверть века назад он хотел сыграть, но не получил соизволения от “дорогого Леонида Ильича”. И вот — разрешение наконец получено, сэр Пол в Кремле и слышит путинское “Ваша музыка была как глоток свободы”. Красную площадь забили десятки тысяч битловских фанатов, еще несколько тысяч, не сумевших улицезреть Самого, собрались окрест — хотя бы послушать. Получасовая задержка — и на-ча-лось! Полу подпевали все — от ВИП-рядов до “камчатки”. Приход в ряды зрителей в самый разгар концерта президента вызвал еще больший ажиотаж. Но публике было мало дела до того: на сцене стояла самая настоящая Легенда. Под занавес Маккартни выдал попурри из альбома с красноречивым названием “The End”, но не тут-то было. Зрители не отпускали сэра Пола, пока тот не спел на бис “Yesterday” и “Back in the USSR”. Маккартни, поющий на Красной площади, — круче даже трудно себе что-то представить. И все-таки это концерт “ветерана сцены”, обремененного сединами, годами и титулами. Что было бы ему приехать еще тогда, в 1980-м? Это была бы штука посильнее Вудстока.

Артист года

Максим Суханов — и никто иной, сыгравший короля Лира в Театре имени Вахтангова. Его Лир — это ошеломление. Как куколка превращается в бабочку, а бабочка в зверя, в свою очередь, ставшего младенцем, — загадка. Лысый, странный, инфернальный, и нельзя угадать, откуда этот человек — из каменного прошлого или будущего.

Штурм года

Пришелся на ночь открытых дверей в питерском Эрмитаже, которая произошла с 27 на 28 мая 2003 года. К 300-летию Санкт-Петербурга сотрудники музея решили преподнести питерцам неожиданный подарок, и всю ночь пускали посетителей абсолютно бесплатно. Потом все долго смеялись над тем, что директор Эрмитажа Пиотровский решил сделать римейк исторического штурма Зимнего в 17-м году. Свидетели утверждают, что в эту ночь толпы возбужденных граждан бродили без всякой системы по залам с шедеврами, некоторые дремали прямо на антикварных лестничных ступеньках, а фасад главного музея страны с внешней стороны до самой крыши был облеплен не совсем трезвыми тинейджерами. Тем не менее ни один шедевр не пострадал, и эксперимент был признан успешным. Правда, пока неизвестно, решатся ли сотрудники Эрмитажа на повтор столь рискованного предприятия.

Фестиваль года

Нет сомнения, что это фестиваль имени Чехова. На сегодняшний день это единственный театральный марафон категории “А”: идет два с лишним месяца, участников исчисляют тысячами, театры — сотнями. “Доктор Чехов”, как часто называют фестиваль, лечит москвичей хорошим театром со всего мира, и в качестве лекарства часто предлагает “экзотические средства”. Как-то: Пекинская опера, Театр Кабуки, кухонные игры Тайваня. Не говоря уже об эксклюзиве в виде конного театра любимца Москвы месье Бартабаса с тибетскими монахами. А огненное шоу, устроенное испанцами перед мэрией на Тверской? На такие страсти и жертвы ради услады москвичей способен только чеховский фестиваль и его бессменный президент г-н Валерий Шадрин. Кстати сказать, его усилия по разжиганию театральных страстей в мировом масштабе уже оценили французы, наградившие Шадрина орденом “Офицера академической Пальмовой ветви” и медалью правительства Тайваня. Пока “Чехов” взял тайм-аут на год (проводится раз в два года), чтобы в 2005 году потрясти нас новыми театральными достижениями.

Режим года

Его следует искать в Театре на Малой Бронной. Именно здесь в нетронутом, идеально законсервированном виде строго хранится режим образца СССР. Возможно, мы об этом и не догадывались бы, если бы не произошла история с режиссером Андреем Житинкиным. До окончания его контракта оставалось не более четырех месяцев, и молодой человек имел все шансы спокойно покинуть пост главного режиссера не самого удачливого театра Москвы. Но почему-то дирекция театра не могла смириться с таким демократически естественным ходом событий. В дело запустили социализмом проверенные методы — анонимки, коллективные письма без подписей, не говоря о “шу-шу” по углам театра. И все это, как часто бывает в театре, приобрело глобальные размеры, переросло в скандал. И даже в войну в Интернете: сторонники опального режиссера забивали Сеть воплями о спасении.

В этой битве проиграли все: режиссер ушел из театра, его спектакли сняли с репертуара, в результате чего касса “Бронной” опустела, зрителей здесь, как и прежде, не густо.

Хочешь не хочешь, но поверишь в легенду, что “Бронная” — проклятое место. После расправы с великим Михоэлсом, случившейся еще в 30-е годы, здесь сплошные жертвы — Эфрос, Портнов, Женовач, Житинкин. Кто следующий?

Актриса года

Чулпан Хаматова – актриса №1 в поколении до 30 лет как на российской сцене, так и в кино. В ее активе – уникальная роль ну очень трудного тинейджера в спектакле “Мамапапасынсобака”. Предлагаем ввести единицу измерения “одна Чу” , с которой можно приступать к работе в театрах юного зрителя страны. Минувший год доказал, что измерить диапазон актрисы совершенно нет никакой возможности.

Коллекция года

Хитом сезона, безусловно, стала бременская коллекция советского офицера Виктора Балдина. По числу упоминаний в прессе скандал, возникший вокруг этого собрания, и открывшаяся в апреле выставка находятся на первом месте. 362 рисунка и две картины великих мастеров, в том числе Дюрера и Рембрандта, вывезенные из послевоенной Германии Балдиным, в первый и последний раз показали публике в Музее архитектуры. После этого спрятали в хранилище Минкульта РФ.

Как же у нас все долго решается! Где та группа депутатов во главе с Губенко, которая с пеной у рта кричала: “Не отдавать коллекцию Германии!”? После апрельской выставки их голоса пропали — видно, товарищи, бросив шедевры, пошли готовиться к выборам. А тем временем минкульты двух стран вроде договорились: из коллекции, оцененной в 23,5 млн. долларов, нам остается в качестве компенсации 20 не худших рисунков и одна картина. Прошло восемь месяцев, а воз и ныне там. Остается одно: у прокуратуры так много дел, что руки у нее до окончательного решения судьбы балдинской коллекции не доходят.

Победа года

Осталась за циркачами, которые доказали всей культурной Москве, что сегодня настоящие борцы — это те, кто выходит на манеж. Речь идет о триумфально завершившейся победе за... кресло директора Росгосцирка. Дело в том, что Минкульт назначил туда человека со стороны — Давида Смелянского. Мало того что он не знаком с тонкостями циркового дела, но и в театральных кругах он имеет весьма противоречивый авторитет — одни считают его сильным менеджером, другие — просто ловким человеком. Посаженный сверху в цирковое кресло, менеджер однако продержался недолго, оставив после своего ухода к тому же финансовые проблемы. Цирковая общественность сплотилась и дружно скинула минкультовского выдвиженца. Случай, прямо скажем, небывалый, но, как оказалось, вполне реальный. Теперь в Росгосцирке по-настоящему свой человек — Мстислав Запашный.

Сериал года

“Идиот”, и двух мнений тут быть не может. На фоне банно-прачечного и мыльного производства отечественного и особенно зарубежного образца — идеальный продукт во многих отношениях. Литература — великая — не стала основой, а осталась собой. Актерский состав хоть и звездный, но тот случай, что звезды сошлись. Роли — одна к одной: Смирнов, Машков, Лазарев, Ильин, Петренко, Чурикова, Малеванная. Мощный хор оказался шикарным прикрытием даже для слабых артистов. А отечественная фабрика грез — телевидение — наконец вспомнила золотые времена сериала “Место встречи изменить нельзя”, когда страна дружно приникала к экрану.

И самое главное — Евгений Миронов может быть назван лучшим Идиотом, то есть князем всех времен и народов.

Дата года

Относится к 5 марта, когда просвещенное человечество отметило полувековую дату со дня смерти двух всемирно известных личностей — великого диктатора Иосифа Сталина и великого композитора Сергея Прокофьева. В рядах творческой интеллигенции, где с пристальным вниманием относятся к теме “творчество и власть”, эта дата вызвала серьезный резонанс в Европе и Америке, ей посвятили свои творческие проекты известные деятели культуры. Один из самых мощных — мировое турне Владимира Ашкенази под названием “Прокофьев и Шостакович под Сталиным” — с марта по декабрь прокатился по крупнейшим городам от Нью-Йорка до Праги, через Лондон и Вену с триумфальным завершением в Москве. Кульминационной точкой стало исполнение знаменитой “Здравицы” Прокофьева, которой он подтвердил свою полнейшую лояльность по отношению к сталинскому режиму. Рихтер об этом сочинении говорил так: “Эти стихи в наши дни просто немыслимо исполнять: “Сталину слава, отцу всех народов!”... Но музыка просто гениальная”. Ашкенази исполнил “Здравицу”, не меняя слов, тем самым установив истину: гений и злодейство несовместимы, зато гений и тирания прекрасно уживаются.

Борец года

Это, конечно, поп-дива балетной сцены Анастасия Волочкова. В уходящем году она продемонстрировала отечеству, а также ближнему и дальнему зарубежью акулью хватку, бойцовский характер и железную волю. При этом внешне Анастасия ведет себя как робкая, невинная козочка. Это очень нравится обывателям, а также СМИ, которые считают, будто Настя и впрямь очередная жертва главного театра страны.

Упрямый борец за свои права, Волочкова могла бы стать примером для миллионов российских граждан, пострадавших от произвола того или иного начальника, но... Какой россиянин, и в каком сладком сне может мечтать, что за него, несчастного, всеми забытого, вступится сам министр труда Александр Починок! И с экрана телевизора, с пафосом провинциального актера будет отстаивать права простого российского гражданина? Никогда в жизни. А вот за бедную Настю Починок вступился, да еще издал приказ, чтобы театр ее немедленно восстановил на работе. Не простая, оказывается, эта Настя, а золотая.

Но вся эта борьба возможна только благодаря мощным капиталовложениям в балерину Волочкову. На три вечера снять Кремлевский дворец для концертной программы, весь город затянуть растяжками с рекламой этого шоу, а в Кремлевском дворце предоставить зрителям бесплатные программки... Это, конечно, круто.

Вот с такими тылами, господа, Волочкова победила, ее восстановили в Большом, правда, ролей не дают, а предлагают танцевать либо Мирту, либо вообще в кордебалете. И железная Настя снова идет в бой. Теперь ее громы и молнии в адрес Большого театра, ее жалостливые призывы к справедливости летят из города Лондона. Именно там Настя будет пребывать, поскольку на исторической родине ей ничего не светит. Да, деньги творят чудеса. В общем, боритесь, уважаемые россияне, отстаивайте свои права, только не забывайте, во сколько вам обойдется эта битва.

Прощание года

“Москва, чао!” — так назывался концерт, который прославленный тенор Лучано Паваротти дал в Кремлевском дворце. Объявив, что прощается не только с российской столицей, но и расстается со сценой как таковой. Согласно официальной информации, артист намерен навсегда распроститься с театральными подмостками в 2005 году, когда ему стукнет 70. После этого Паваротти планирует стать преподавателем, передавать опыт молодым певцам — причем совершенно бесплатно. Но до этого он выступит с прощальными концертами в крупнейших городах мира, первым из этих городов стала Москва. Впрочем, Россия и мир видели не один прощальный тур мастеров высокой и низкой культуры, который затягивался на долгие годы. И который можно рассматривать как очередной пиаровский ход.

Потери года

Этот год стал для отечественной культуры слишком траурным. Из жизни ушло так много тех, кого мы любили.

Леонид Филатов, Расул Гамзатов, Элем Климов, Марина Ладынина, Юрий Саульский, Георгий Владимов, Юрий Сенкевич, Владимир Мулявин, Александр Фатюшин, Кир Булычев, Евгений Матвеев, Евгений Подколзин, Василь Быков, Юрий Щекочихин, Леонид Марягин, Лев Кербель, Евгений Колобов.

СВЕТЛАЯ ИМ ПАМЯТЬ.


Партнеры