Автобус с родословной

10 января 2004 в 00:00, просмотров: 332

Среди московских автобусов появился... дедушка. На авторемонтном кузовном заводе завершен первый этап восстановления “доисторической” пассажирской машины “АКЗ-1”. Она возила горожан в середине прошлого столетия.

— Это самый старый из московских автобусов, который нам удалось отыскать, — рассказывает заместитель директора Музея городского транспорта Михаил Егоров. — Такие машины делали в первые послевоенные годы. Тогда Москва испытывала серьезнейшие проблемы с нехваткой автобусов, и на заводе Аремкуз было спешно налажено их полукустарное производство. Кузов собирали из деревянных брусьев, обшивали сверху стальными листами и ставили на шасси грузовиков “ЗИС”.

Первая партия автобусов была готова летом 1947-го — специально подгадали к 800-летнему юбилею столицы. А всего, завод сделал около 80 таких колесных агрегатов. Их век был недолог — деревянные кузова уже через 5 лет начали подгнивать, и “аремкузы” один за другим отправляли на свалку.

Последние “АКЗ” сняли с обслуживания пассажирских линий году в 1953-м. А 43 года спустя энтузиасты-поисковики, к удивлению своему, обнаружили, что на одном из садовых участков в районе подмосковного поселка Ватутинки стоит кузов такого автобуса, давным-давно приспособленный догадливым дачником под сарай. Ветхую реликвию перевезли на тот самый завод Аремкуз, и началась трудная эпопея восстановления старой машины.

— Это даже и реставрацией-то назвать нельзя, — улыбается Егоров. — Больше подходит сравнение с работой ученых-палеонтологов, которые по единственной найденной кости какого-нибудь там листозавра полностью восстанавливали внешний вид ископаемого чудища.

Чертежей таких автобусов в технических архивах не удалось обнаружить. Пришлось пользоваться старыми фотографиями “АКЗ” и уцелевшими останками машины. Найденный фрагмент “аремкуза” аккуратно разобрали и зарисовали на бумаге каждую досочку, каждый лист железа. По этим эскизам были изготовлены точные копии деталей и собран новый кузов, который мастера завода с немалыми трудностями смогли смонтировать на шасси старого грузовика “ЗИС-150”. В реставрации большую помощь оказали шоферы-ветераны, которые когда-то работали на таких машинах. Благодаря их подсказкам заводчане смогли восстановить окраску автобуса, внутренний вид его салона.

Сейчас здесь довольно-таки уютно — борта внутри и водительская кабина обшиты лакированной фанерой и отделаны фигурными дубовыми планками. На полу набита гребенка из мелких деревянных ребер (так делалось, чтобы у пассажиров ноги не скользили). Вот только низковато помещеньице, приходится ходить, согнувшись, — сразу ясно, что полвека назад народ был помельче. Зато кресла мягкие, а на спинках сделаны углубления для пассажировых спин (намек на некоторую “анатомичность”!)...

— Внешний вид сидений удалось восстановить по каркасу одного из них, случайно уцелевшему внутри старого кузова, — поясняет Егоров. — Правда, в точности воспроизвести “начинку” этих кресел все-таки пока не смогли: прежде сиденья были пружинными, а здесь использованы современные материалы...

Восстановленный “из ничего” “АКЗ” предстоит еще “поставить на собственный ход” (пока ретромашина самостоятельно передвигаться не может). “Колесный дедушка” будет временно храниться в одном из столичных автобусных парков, ожидая, когда у Музея городского транспорта появится собственное помещение.




Партнеры