Шалишь, Гундяев!

Неизвестно, кто задумал и создал в Русской церкви Отдел внешних церковных сношений. Именно так, коряво и туманно, звучало название этой чуждой с самого своего рождения структуры, которая была зачата в недрах атеистического Совета по делам религий в начале 60-х годов прошлого столетия. Возглавил ее тогда еще молодой архимандрит Никодим (Ротов), который и сумел превратить эту структуру в одну из ключевых. Он решил ее сделать кузницей церковных кадров.

Тех молодых монахов и священников, которых он привлекал на работу в ОВЦС, он умудрялся посылать за границу, где они проходили школу дипломатической работы. Сотрудники ОВЦС тесно работали не только с дипломатами, но прежде всего должны были сотрудничать с контрразведкой и порой выполнять щекотливые поручения. Хотя Церковь формально была отделена от богоборческого государства. На протяжении почти полувека ОВЦС позорил звание православного христианина, вызывая в церковных людях отвращение. Думалось, что после крушения коммунизма рухнет и эта позорная структура, которая стала послушным орудием политики российских коммунистов.

Но получилось все с точностью до наоборот. Место председателя в 1989 году занял один из близких соратников митрополита Никодима (Ротова) — архиепископ Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев). Его кандидатура утверждалась прежде всего в ЦК КПСС и только после этого — Священным синодом. Такой уж был тогда порядок. Выбор коммунистов не был случайным. 43-летний архиепископ Кирилл (агентурная кличка — Михайлов) носом чуял все колебания генеральной линии ЦК КПСС. Пост председателя ОВЦС давал огромные возможности — он вошел в высшую иерархию Церкви, став постоянным членом Священного синода. Отныне он, самый молодой, мог претендовать на высший пост в Церкви — из постоянных членов Священного синода выдвигается патриарх. Вплоть до крушения коммунизма владыка Гундяев верой и правдой служил богоборческой власти. В 1988 г. он получил из рук коммунистов орден Дружбы народов — высшую награду, которой тогда мог быть награжден православный епископ.

Когда в начале 90-х годов в Россию пошла гуманитарная помощь, он приложил все усилия, чтобы она шла через ОВЦС. Осенью 1996 г. вместо продуктов питания ОВЦС начал получать из-за рубежа сигареты и алкоголь. Владыка Гундяев заработал не одну сотню миллионов долларов. Весной 1997 г. разразился скандал. Гундяев то открещивался от табака, то признавал поставки. Штаб по гуманитарной помощи возглавлял его заместитель по ОВЦС архиепископ Калужский и Боровский Климент (Капалин). За тысячелетнее существование Русской церкви в ней еще не было епископа-миллионера. Гундяев стал первым.

Патриарх, зная об интригах главы ОВЦС, в 1996 г. сделал управляющим делами молодого архиепископа Солнечногорского Сергия (Фомина). В течение 7 лет владыка Сергий успешно сдерживал атаки честолюбивого Гундяева. Однако осенью 2002 г. патриарх перенес тяжелейший инсульт. Встал вопрос о преемнике. Озаботилось и государство. Когда патриарх выздоровел, этот вопрос был поставлен перед ним не только Гундяевым, но и высшими чиновниками Администрации Президента. Под напором с разных сторон патриарх должен был сделать выбор. И он был сделан в конце апреля 2003 г. Преемником был назван Гундяев. На очередном заседании Синода в мае прошлого года был смещен со всех постов митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий (Немцов), деятельный и дальновидный епископ, один из реальных претендентов на патриарший престол, и отправлен в далекий Казахстан. На последнем декабрьском Синоде был смещен со своего поста управляющего делами митрополит Сергий (Фомин). Его место занял архиепископ Калужский и Боровский Климент (Капалин). Кольцо вокруг патриарха замкнулось.

Последний удар, который готовит Гундяев, придется по митрополиту Санкт-Петербургскому Владимиру. 27 мая этого года ему исполняется 75 лет, и согласно уставу РПЦ он должен подать в Синод прошение об увольнении в заштат. Хотя владыка достаточно бодр, гундяевцы намерены уволить его. Тогда Гундяев займет Санкт-Петербургскую кафедру. Во главе ОВЦС он намерен поставить скандально известного епископа Ставропольского Феофана, который также войдет в число постоянных членов Священного синода. В случае если эта комбинация удастся, Гундяев получит большинство среди членов Священного синода и сможет диктовать свою волю всей Русской церкви. Скорее всего избирать его будет Архиерейский собор. Вряд ли Гундяев осмелится созвать Поместный собор. Перенес же он торжества по случаю 75-летия патриарха с 25 февраля на 10 июня сего года. Почему не заменить Поместный собор Архиерейским?


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру