“Возвращение” Михалкова

Сезон профессиональных наград в области кино, открытый 4 декабря вручением премии кинокритиков “Золотой Овен”, продолжается. 31 января в легендарном первом павильоне “Мосфильма” состоится II Торжественная церемония вручения премии Национальной академии кинематографических искусств и наук России “Золотой Орел”. Голосование по ней проводится в три этапа: на первом голосовали все члены СК РФ, на втором — академики (причем далеко не все — 143 из 257). Вчера академия огласила, кого же она посчитала достойными номинаций на “Орла”. Результат оказался шокирующим.

И первое, что сразу бросается в глаза, — многих фильмов, которые активно обсуждались в СМИ на протяжении года и за которые уже проголосовал народ своим кровным рублем в прокате, в списке лучших нет. Не нашлось места для “Бумера” Петра Буслова, ставшего самым кассовым российским фильмом. А фильм “Старухи” Геннадия Сидорова, открывший звездное нашествие дебютантов этого года своей оглушительной победой на “Кинотавре”, присутствует только в номинации “лучшая работа художника по костюмам”. Зато “Возвращение” (сам Никита Сергеевич признался, что на первом этапе голосовал за него) присутствует в пяти из восемнадцати возможных номинаций: “лучший игровой фильм”, “лучшая режиссерская работа”, “лучшая работа оператора”, “лучший монтаж фильма” и “лучшая работа звукорежиссера”. Кстати, номинация “лучший режиссерский дебют в игровом кино” вообще исчезла, и фильмы-дебюты теперь соревнуются на полном праве с лентами именитых режиссеров (кроме “Возвращения” из дебютантов в номинацию “лучший игровой фильм” попал обладатель спецприза ММКФ “Коктебель” Бориса Хлебникова и Алексея Попогребского). С фильмами молодых, враз знаменитых за звание самого-самого будут соревноваться: “Бедный, бедный Павел” Виталия Мельникова, “Магнитные бури” Вадима Абдрашитова и “Прогулка” Алексея Учителя. Кстати, у “Прогулки” столько же номинаций, сколько и у “Возвращения”. Рекордное количество номинаций (восемь) у обиженного всеми фестивалями фильма мэтра отечественного кинематографа Виталия Мельникова “Бедный, бедный Павел”. Следом за ним идут “Магнитные бури” Вадима Абдрашитова (семь номинаций). А фильм “Отец и сын” Александра Сокурова, получивший приз ФИПРЕССИ в Канне, вовсе не попал в список номинантов.

Как и в прошлом году, в актерских номинациях та же мешанина из телепродукта и кино-. Так, претендентами на премию за “лучшую мужскую роль” оказались Сергей Безруков (“Бригада”), Евгений Миронов (“Идиот”) и Виктор Сухоруков (“Бедный, бедный Павел”). А в номинации “лучшая женская роль второго плана” попали Инна Чурикова (“Идиот”), Ольга Будина (“Идиот”) и Татьяна Лаврова (“Кино про кино”).

Поразительно, но симпатии и антипатии академиков странным образом совпали с личными пристрастиями идейного вдохновителя и создателя академии, председателя Союза кинематографистов Никиты Сергеевича Михалкова (чтобы в этом убедиться, достаточно перечитать его интервью, данные нашей газете в минувшем году). Но это, конечно же, чистая случайность. Вряд ли на академиков оказывалось какое-то внешнее давление. Скорее сработал фактор внутренней цензуры и извечное желание расшибиться в лепешку, но угодить власть имущим. Вообще же, от оглашенных списков так и веет нездоровым официозом и желанием во что бы то ни стало раздать всем (разумеется, только любимым) сестрам по серьгам, а некоторым — выдать запасной комплект.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру