Муму не тонет

Необычное совещание прошло в Министерстве образования. Вместо скучных докладчиков выступали детские писатели. На встречу пришел даже дедушка детской поэзии Сергей Михалков. Седовласые поэты и прозаики вспоминали, как хорошо было советским детям во времена Маршака и Барто, и критиковали министра образования — “технаря”, далекого от проблем детских стихов и рассказов, обеспокоенного больше компьютеризацией сельских школ, чем программой по литературе.

Программу по литературе критиковали много и со вкусом. Литературовед Ирина Арзамасцева напомнила чиновникам, что “Муму” в детское чтение протащили социал-демократы, убедив цензуру, что это не произведение о тяготах крепостного права, а безобидный рассказ о животных. А потом все так привыкли к несчастному Герасиму, что и не подумали вычеркивать его из стандартов по литературе.

Стихотворение Заболоцкого изъяли из школьной программы по прозаической причине: потомок поэта потребовал гонорар за использование произведений предка. По тем же причинам в детских журналах нет стихов современных детских поэтов: они тоже рассчитывают на материальное вознаграждение. Поэтому Минобраз и редакторы детских изданий отдают предпочтение народному творчеству или творениям давно усопших классиков. Зато живой классик Сергей Владимирович Михалков признался, что не бедствует: “Чтобы я в предисловии одной строчкой похвалил произведение, писатели предлагают мне тысячу долларов. А я отказываюсь”.

Ура-патриотическое произведение Шолохова, прославляющее коллективизацию, кардинально расходится с учебником по истории. В котором черным по белому написано, что колхозы подорвали экономику страны и разорили крестьян. Зато певца родной природы Константина Паустовского в программе сократили до одной маленькой сказочки, тогда как произведения этого русского писателя во всем мире изучают как образец стиля и правильной русской речи.

Невероятно, но факт: в программу по литературе средней школы включено только одно произведение, написанное специально для детей, — “Белый Бим Черное Ухо”, все остальное рассчитано на взрослую аудиторию. В том числе “Смерть Ивана Ильича”, хотя психологи сошлись во мнении, что это произведение слишком тяжело для детской психики. А многие произведения Достоевского вызывают у детей депрессию — таков приговор психиатров.

“Повесть о Хаджи-Мурате” тоже вызывает опасения. Литературоведы призывают запретить произведение в национальных школах, чтобы не спровоцировать ненависть к русскому народу.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру