Фабрика звезд

Это только рядовые телезрители раскрыв рты наблюдают за американским марсоходом в песках Красной планеты. Настоящие астрономы относятся к сему проекту с олимпийским спокойствием. В Пущинской радиоастрономической обсерватории к Марсу равнодушны вот уже лет тридцать. “Есть во Вселенной объекты и поинтереснее”, — утверждают ученые.

— Для нас не стали новинкой пейзажи Марса, которые американцы выдали в Интернет, — заявляет старший научный сотрудник обсерватории Борис Лосовский. — Мы еще в 1965 году начали проводить радиоастрономическое изучение этой планеты. Уже тогда узнали, что поверхность ее сухая, давление низкое, в общем, условия для освоения не очень подходящие.

Тем не менее значение марсианских исследований подмосковные ученые не умаляют. Оказывается, на заре развития Солнечной системы Марс был очень похож на Землю. Там была плотная атмосфера, текли реки. Не исключено, что существовали живые организмы. Может, американцам и удастся узнать, из-за какого катаклизма все погибло. И не ожидает ли нашу планету та же участь.

Оставив американским коллегам возможность бороздить просторы Вселенной, пущинские радиоастрономы ударились в иные изыскания. Их до глубины души занимают звездные тайны. Звезды, по утверждению ученых, как люди. Рождаются и умирают. Правда, живут подольше, миллиарды лет. А в остальном аналогия потрясающая. Когда на свет появляется новая звезда, она, как младенец, первую тысячу лет “кричит” в радиодиапазоне на определенной длине волны. Причем не однообразно, а издавая “рулады”: то тише, то тоньше, то переливами.

Однако настоящий “звездный час” пущинских радиоастрономов грянет совсем скоро. Никакие марсианские проекты не идут в сравнение с тем, что сейчас вызревает в чреве обсерватории. Мы приехали как раз в тот день, когда ученые подводили итог 15-летней работы — испытания новейшего радиотелескопа “Радиоастрон”. В 2006 году он должен отправиться в космос.

— “Радиоастрон” — международный проект, — говорит старший научный сотрудник ПРАО Владимир Самодуров. — В нем участвуют россияне, американцы, швейцарцы, немцы, канадцы — кого только нет. На плечи России ложится ответственность за ракету-носитель, специальную антенну, которая выдерживает огромную разницу космических температур. Испытания радиотелескопа — тоже наше дело.

С новым телескопом они нянчатся как с писаной торбой. Даже фотографировать не разрешили, только посмотреть издалека. “Пока это секрет”, — объяснили нам. Зато лабораторию показать не отказались. Там ученые проверяли, как работают в связке “ветеран” — телескоп РД 22 — и “новорожденный”. Они записывали сигнал сильнейшего радиоисточника — галактики Лебедь А, расположенной за 600 тысяч световых лет от Земли. Ведь задача нового телескопа не просто полететь в космос, но и четко передавать с борта спутника на Землю все сведения. Ему предстоит работать “в одной упряжке” со всеми радиотелескопами нашей планеты.

Все данные, полученные в этот день, астрономы сведут в карту. Впервые в истории астрономии ее разрешение будет настолько сверхтонким. Точность такая, как будто с Земли удалось разглядеть на Луне горошину.

На “Радиоастрон” возлагают огромные надежды. Для него будут подбираться самые интересные объекты по всему космическому пространству: яркие галактики, черные дыры, дальние планеты, звезды. Уже создан специальный международный комитет, который курирует подготовку к полету.

— Если все пройдет удачно, — говорит Самодуров, — и “Радиоастрон” оправдает наши надежды, то он войдет в пятерку лучших космических проектов. Марсианские экспедиции уже просто штампуются. Конечно, это красиво звучит. Но на самом деле научные результаты приносят совсем другие вещи.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру