Виртуоз с метлой

Когда в 1957 году американцы, появившиеся в парке Горького, утверждали, будто русская художественная школа безнадежно отстала от эпохи, неожиданно появился странный молодой человек с двумя ведрами краски и метлой. Это был молодой Анатолий Зверев. Выставка ранних графических работ одного из самых ярких художников-авангардистов второй половины ХХ века, любимца столичной богемы проходит в Выставочном зале ГосНИИ реставрации Минкульта РФ (ул. Бурденко, 23). Побывав на ней, Оксана ГЕРАСИМОВА убедилась, что без малого сотня рисунков мастера, приобретенных Историческим музеем, — достойный подарок городу.


Когда-то Зверев работал оформителем детской площадки в парке “Сокольники”. Бледный и тощий, обутый в разные башмаки, он беззаботно размазывал веником краски по забору. И через несколько минут площадка превращалась в “райские кущи” с яркими волшебными птицами. На ней не оставалось ни одного пустого места, что создавало контраст с серыми и голодными послевоенными буднями. Вместо кисти Зверев-маляр использовал дворницкую метлу, веник и таз, что парковые начальники расценили как хулиганство. Разъяренный директор, чтобы расторгнуть договор с позорившим его “хулиганом”, послал за художественной комиссией на Кузнецкий Мост. Но вопреки ожиданиям эксперт, осмотрев работу, воскликнула: “Это — шедевр!” Оторопевшему директору оставалось только повысить жалованье своему работнику. И Зверев продолжал “безобразничать” дальше.

В Сокольниках же произошла судьбоносная встреча Зверева с актером Александром Румневым. Когда известный ценитель и знаток искусства представился, в ответ услышал: “Анатолий Зверев, маляр”. Но этот маляр создавал неповторимые эскизы тушью и карандашом. Он жил и рисовал, рисовал, а уже потом дышал. “Женщина, пьющая чай из блюдца”, “Портрет соседа”, “Девочка в пионерском галстуке”, “Бескрылая птица”, “Натюрморт с чайником”, “Влюбленные на скамейке”. Импульсивные импровизации, мгновения эпохи в нервных мазках — эта малая толика работ впервые показывается публике.

А серия работ 1957 года “Гости Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве” — вообще особый случай. Американцы, нарисовавшиеся тогда в мастерской пластических искусств парка Горького, где и трудился Зверев, утверждали, будто русская академическая школа безнадежно отстала от эпохи. Неожиданно появился странный молодой человек с двумя ведрами краски и неизменной метлой. Раскатал холст на всю комнату, вылил на него оба ведра, прыгнул в самую “гущу” и разметал вокруг себя сине-зеленый вихрь. Результат — женский портрет потрясающей красоты. Завороженные участники стояли как вкопанные. А Давид Сикейрос вручил ему золотую медаль и подарил свой мастихин.

Позже в среде московской интеллигенции будут ходить мифы о неприкаянном художнике, скитающемся от дома к дому. Квартирные выставки и знакомство с коллекционером Георгием Костаки принесут ему мировую известность. После выставок в Париже и Женеве, организованных дирижером Игорем Маркевичем в 1965 году, зверевские картины приобретут крупнейшие музеи мира. Критики начнут сравнивать Зверева с Пикассо и Матиссом и называть его “чудом совка”. В период перестройки его слава и популярность подтвердят неимоверное количество подделок “под Зверева”. Наследие его рассредоточено по музеям мира и России, а также по многочисленным частным собраниям. Диапазон творчества — от лирически-экспрессивных женских портретов до иллюстраций к произведениям Лермонтова и Гоголя — широк, как и сама натура художника. Перенапряжение психики и “буйный” темперамент (за одну ночь он мог создать более сотни рисунков) привели его к трагическому концу. Но это — совсем другая история...

Выставка “Неизвестный Анатолий Зверев. Графика 1950–1960-х годов” будет работать по 18 февраля.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру