Рожденные летать

Разгорается скандал вокруг уникальной пилотажной группы РОСТО “Русь”. Как уже писал “МК”, Генштаб решил отобрать у “русичей” технику, оставив без любимого дела и средств к существованию 160 профессионалов. Но пилоты не собираются сдаваться. “Если понадобится, — говорят они, — мы доберемся до президента!”


“Русь” уникальна не только высочайшим мастерством летчиков, но и своими самолетами. “Надо быть сумасшедшими, — считают специалисты, — чтобы исполнять фигуры высшего пилотажа на “Л-39”. Действительно, старые чешские “элки” в нашей армии используются только для подготовки неоперившихся курсантов, да и то повсеместно заменяются на более новые “Як-130”. От того, что вытворяет на них “Русь”, дух захватывает у зрителей по всему миру.

Группа однажды уже погибала. В 1992 году одним росчерком чиновничьего пера уничтожили Вяземский учебный авиационный центр, на базе которого существовала эскадрилья. Тогда летчикам пришлось целый год обивать пороги московских кабинетов, но “Русь” удалось сохранить. Потом у “русичей” отобрали взлетную полосу. А для летчиков это все равно, как если бы у младенца отняли колыбель. Но и здесь выкрутились — стали арендовать полосу у вертолетного полка, который базируется на их бывшем аэродроме.

Теперь Генштаб приказал эскадрилье до 30 января передать в распоряжение ВВС все 30 своих самолетов. “Подготовка военного резерва в учебных центрах РОСТО в 2004 году не запланирована в бюджете Минобороны”, — объясняют такую директиву штабные чины. Летчики же уверены, что за этим решением стоит личная неприязнь начальника ГШ Анатолия Квашнина к руководителю РОСТО генерал-полковнику Алексею Анохину.

— Этот приказ свалился нам как снег на голову, — директор многострадального Вяземского учебного авиацентра Казимир Тиханович крайне возмущен. — У наших летчиков налет 160—170 часов в месяц, где в армии вы такое встретите? И теперь что же, таким суперпрофессионалам идти сторожами работать?

Правда, главком ВВС Владимир Михайлов сказал в интервью “МК”, что Военно-воздушные силы собираются подарить “Руси” самолеты, тем более что у них “элки” все равно гниют в ангарах. И летчикам очень хочется на это надеяться. Хотя, если честно, в такой поворот событий слабо верится: главком будет делать то, что скажет ему Квашнин, а тот обычно не меняет своих решений, особенно если в деле замешаны его личные интересы. Скорее всего таким образом просто пытаются успокоить летчиков: мол, вы передавайте технику, а мы ее вам потом вернем.

Но пилоты успокаиваться не собираются. Тиханович уже направил гневное письмо руководителю аппарата министра обороны, и сейчас ждут, когда Сергей Иванов вернется из Индии. От его слова зависит судьба нескольких десятков летчиков-асов, и есть надежда, что оно будет положительным.

Между тем действиями военных возмущены знаменитые люди, которых ставили на крыло в Вяземском учебном центре. Прославленная летчик-космонавт, а ныне депутат Госдумы Светлана Савицкая проходила в Вязьме летную подготовку в 1972 году, здесь она освоила реактивные “МиГ-15” и “МиГ-17”. Самолет, на котором она летала, вязьмичи установили на постамент — это теперь памятник.

— У меня нет слов! — сказала нам Светлана Евгеньевна. — Вяземский авиацентр — это же не только “Русь”, здесь готовят высококвалифицированных летчиков резерва для ВВС и ВДВ. А сейчас даже и для белорусской армии — благо Смоленщина рядом. И обучение в РОСТО обходится государству гораздо дешевле, чем на базах Минобороны. Как можно все это вот так: раз — и уничтожить? Я этого дела так не оставлю! Я уже поручила своим помощникам подготовить необходимые документы, мы завалим запросами всех ответственных должностных лиц. Но центру мы погибнуть не дадим!

В Вязьме учили летать и главного “капитал-шоумена” страны Леонида Якубовича. Леонид Аркадьевич влюблен в небо и при любой возможности едет на аэродром. И ни дня без тренажера. “Якубович — отличный ученик”, — говорят о нем вяземские летчики, с которыми он освоил “Л-39” и вертолет “Ми-2”. А главный пилот-инструктор из “Русских амазонок” восхищен мастерством “русичей”:

— Я помню свой абсолютный восторг, когда впервые приехал в Вязьму. Совершенно потрясающие люди... Они все похожи друг на друга, как пальцы на руке... По характеру, по манере держаться, по немногословию... Совершенно очаровательный мужичий народ. И вот мы вылетели с ними на “Л-39”. Была сумрачная погода, нижний край под 800 метров, хмарь такая. Я впереди, инструктор сзади. А в кабине абсолютная тишина, совершенная: во-первых, герметичный колпак; во-вторых, на тебе шлем, да еще ты сидишь далеко впереди, под пластиком, а двигатель сзади... Тишина, и даже носа машины не видно — ты сам по себе, как Икар в воздухе... И мы пробили облачность и из этой чертовой хмари, из дождика вылетели в совершенно невероятную, слепящую Швейцарию — огромное солнце, облачные горы, невероятной высоты и красоты! И я начал метаться среди этих гор, облетывать, спускаться вниз... Я просто орал!!! Как можно такую красоту уничтожить?!


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру