ГOCT в горле

Получая от города квартиру с отделкой, одни москвичи, засучив рукава, начинают в ней менять все, начиная от стеклопакетов и заканчивая полами. Другие, вспоминая о своих правах, пытаются заставить строителей устранить недоделки. Вот только разговор дилетантов-москвичей с профессионалами-строителями частенько не получается. Понимание приходит лишь после телефонного звонка. Главное — набрать правильный номер.

По проекту — равняйсь!

Обычная муниципальная квартира в новостройке на улице Грекова. Кругом — отклеившиеся обои, вздутые полы, облупившийся подоконник со следами зеленой плесени...

— Когда мы приезжали смотреть квартиру, такого не было, — чуть ли не падает в обморок “счастливая” обладательница долгожданной “трешки”. — Видно, после осенних дождей все “поплыло”.

“Диагноз” вскоре подтвердился: оказалось, что с самого начала строители крышу сделали негерметично, над воздуховодом не было козырька, а водосборное корыто на чердаке установили неправильно. Бракоделам ничего не оставалось, как признать свою вину. Часть неполадок они устранили, часть — нет: не положено по проекту.

— Проект этот нам никто не показывал, и мы не можем судить, что правильно сделано, а что нет, — говорят хозяева. — На чердаке прямо над нашей квартирой находится корыто для воды (строители называют его водоиспарителем), над ним — открытое небо. Спуска воды в канализацию из этого корыта нет. Случись что — оно переполнится, и нас затопит.

Однако строители стоят на своем: водоиспаритель работает безотказно, а столько осадков, чтобы переполнить его, в Москве никогда не выпадет. Осмотр квартиры проходит в том же духе. Все ратуют за качество. Но о том, как оно достигается, у жителей и строителей представление свое. Расстроенные жильцы настаивают на своем: заменить протекающее эркерное окно на кухне, перекрасить потолок, переклеить обои и перестелить пол. Они, как на качелях, раскачиваются на паркетной доске, пытаясь доказать строителям, что пол вздулся. Представители строительной компании, тоже покачиваясь, настаивают: “Да все нормально, так по проекту положено!”

— Это технология такая, называется “плавающие полы”. Так сделано специально, чтобы они не вздулись, — терпеливо объясняет представительница строительной компании жильцам.

— А окно ваше просто прекрасное и соответствует ГОСТу, — не сдается дама. И подытоживает: — Итак, обои, где они отвалились, мы переклеиваем, подоконник и потолок — перекрашиваем!

Жильцы тихонечко сползают по стенке.

А на другой день вызвали независимых экспертов. Тут-то и выяснилось, что недоделок в их квартире на порядок больше, чем они обнаружили сами...

Окончательный диагноз

На “нехорошую” квартиру приехал Александр Мирошкин — ведущий эксперт одной из компаний, специализирующихся на проверке качества строительных работ, а до этого более 20 лет отработавший на стройке.

Окинув опытным взглядом хоромы, он тут же выдал жильцам полный список больных мест:

— Не работает дренаж: он должен выводить воду из окна. В нижней части оконного блока створка окна не доходит до уплотнителя. Поэтому дождь и попал внутрь квартиры. Потрескалась краска на подоконнике, появился грибок, местами обои отслоились и покрылись темными пятнами...

И так — по всем пунктам.

— Профиль оконных блоков имеет маленькую толщину — 45 мм. Учитывая наши морозы, меньше 60 мм лучше не ставить. В комнате — подоконник дугой, — продолжает “медосмотр” Александр Петрович, направляясь в сторону балкона. — Так, здесь окна нормальные, дренаж тоже работает. Но с боков будет дуть: не заделаны монтажные зазоры. Радиатор вам поставили самый дешевый. К тому же нет фильтров. А с нашей водой без них нельзя — скоро придется всю сантехнику менять...

— А вот это здорово! — неожиданно обрадовался спец, указывая на вентиляцию. — Одно время про нее забыли, хотя в сталинские времена в жилых домах ее ставили всегда.

Через полтора часа внимательного осмотра, с нырянием под ванну, унитаз и заглядыванием чуть ли не под каждый плинтус, “адвокат качества” поставил окончательный диагноз: качество отделки — очень низкое.

— Полы надо перестилать полностью. В туалете — делать теплоизоляцию, а ванную — по всему периметру герметизировать. Окна, по-хорошему, лучше вообще поменять. А раз на окне уже появилась плесень, нужно обязательно проверить монтажные швы. Иначе квартира быстро промерзнет, — каждое свое слово эксперт подтверждал действующими СНиПами и ГОСТами. — Конечно, со всеми этими недоделками можно жить. Но строители обязаны вам все довести до ума, причем за свой счет.

Жители были удивлены: они даже не додумались заглядывать под каждый плинтус. Теперь они знали, что их требования — законны.

Что было делать потрясенным новоселам? Они позвонили в столичный Комплекс строительства и архитектуры — на “горячую линию”.

Звонок, еще звонок...

В прошлом году на “горячую линию” стройкомплекса поступило 3543 жалобы. В основном — 24% — были недовольны чистовой отделкой (полами, обоями, кафелем и покраской), столько же жаловались на окна (их герметичность и регулировку — соответственно 13% и 11%). Герметизация помещений не устроила 21%, кровли — 7%, у 6,4% москвичей-новоселов были претензии к балконам и лоджиям. Значительно меньше нареканий вызвали вентиляция, сантехника, звукоизоляция, перегородки и электрика.

Все жалобы берут на контроль, о них обязательно докладывают руководителю стройкомплекса столицы Ресину. Неполадки строители устраняют за свой счет, за 30 дней со дня выезда на место специальной комиссии. Только после того, как работа выполнена, а ее качество устроило жильцов, их заявку снимают с контроля. Исключение – у жителей завышенные требования: хотят постелить вместо линолеума паркет, утеплить лоджию, сделать евроремонт... Такие “претензии” обсуждению не подлежат.

В тех случаях, когда строительный дефект значительно снижает комфортность проживания или отражается на здоровье людей (плесень, протечки, сырость, повышенный уровень шума или вибрации, проблемы с отоплением), а также если есть массовые или коллективные жалобы, на объект выезжает комиссия качества НИИ Мосстроя — единственного в Москве института, специализирующегося на оценке качества.

— Нашей комиссии несложно доказать дефекты строительства, — говорит замруководителя НИИ Мосстроя Валентина Афанасьева. — Москвичи не должны быть специалистами — им просто нужно позвонить на “горячую линию”. С начала 2004 года на нее уже поступило 82 жалобы.

Между истиной и ГОСТом

Итак, что нужно знать, получая квартиру с отделкой? На вопрос отвечают сами строители и спецы НИИ Мосстроя.

ПОЛЫ не должны “плавать”, ходить ходуном и прогибаться. Иначе — стяжка неровная. Неровности на поверхности стяжки не должны превышать 2 мм на длине 2 метра.

Расстояние между стеной и паркетной доской или ламинатом быть должно (минимум 10 мм), а вот щелей между плинтусом и стеной, между “паркетинами” или “ламинатинами”, — нет. По СНиПу они должны быть максимум 0,5 мм и только в отдельных местах. То есть быть практически незаметными. Кромки ламината обязательно покрывают клеем или лаком, чтобы потом он не разбух.

ПЛИНТУС прибивают к стене, а не к ламинату или паркетной доске (иначе полы вздуются). Шляпки гвоздей из плинтуса торчать не должны. Для этого его прибивают специальными гвоздями без шляпок. Пол кладут на подготовленную поверхность: выровненную, без выемок и ямок. Затем — на гидроизоляционную пленку. Если квартира находится на первом этаже, делают дополнительный слой из ДСП. “На бетон полы не кладут!” — подчеркивают в НИИ Мосстроя.

ПОТОЛКИ. Обычно нареканий не вызывают. Их выравнивают на производстве, шпаклюют, красят или обклеивают обоями. Главное, чтобы на них не было случайно прилипшего материала и подтеков.

ОБОИ кладут на неоштукатуренную стену. Места, где есть неровности или выемки в стене, шпаклюют. Причин отслоения обоев много (некачественный или “не тот” клей, повышенная влажность, сквозняки). В любом случае, если они оторвались, обои меняют не “заплатками”, а полностью. Разницы в оттенках обоев (в одной комнате) быть не должно. Если на переклеенных обоях снова появляются пятна, работу переделывают. Стену при этом обрабатывают обезжиривающим раствором. Клеят обои как встык, так и внахлест. Но все равно — шов в месте стыка обоев виден быть не должен.

Стены В ВАННОЙ И ТУАЛЕТЕ в зависимости от проекта красят или отделывают плиткой. Кладут ее до середины стены, а не от пола до потолка. На трубах холодной воды обязательно должна быть термоизоляция. Установка фильтров и счетчиков для воды в муниципальных домах не предусмотрена.

— В туалете, ванной и НА КУХНЕ надо обращать внимание на вентиляционные решетки. Их часто забывают установить или замазывают, — говорит замдиректора НИИ Мосстроя Валентина Афанасьева. — В ванной зазор между защитным порогом и дверью должен быть не менее 2 см. В противном случае из-за влажности затирка на плитке “зацветет”, отслоятся кафель и краска, разбухнут двери...

Температура НА БАЛКОНЕ должна быть такой же, как и на улице. Это холодное помещение, и переделывать его в теплое специалисты не рекомендуют. Не все балконы герметичны, поэтому там специально делают отверстие для стока воды.

— Если ОКНА “плачут”, это еще не дефект. Сегодня мы освоили окна 3-го поколения, они настолько герметичны, что не исключено, что в вашей комнате, как в банке, просто появился конденсат, — говорит зам главного инженера одной из строительных компаний Петр Немчинов. — И надо просто чаще проветривать помещение.

Другое дело, если окно промерзает, протекает и продувается, а на подоконнике отслоилась краска и появилась плесень. В таких случаях надо проверить окно и монтажный шов (он находится в стене и имеет три слоя: гидро-, тепло- и пароизолирующий). Качество шва проверяют специальным лазерным оборудованием. Если дефект подтверждается, шов вскрывают и переделывают. Оконные блоки заменяют, когда есть конструкционные нарушения: разбито стекло, треснула рама... Если окно плохо закрывается, специалисты его регулируют.

И последнее. Прежде чем бежать жаловаться, надо точно знать, кто виноват в недоделке: строители или эксплуатирующая дом организация (ТСЖ или ДЕЗ) — может, из-за них в вашей квартире появились протечки?

Правило №1 гласит: кто виноват в недоделке, тот и будет ее устранять.

Правило №2: брак бывает видимый и скрытый, но выявить его надо за два года, пока дом находится на гарантийном обслуживании. Так что, получая квартиру, не забудьте поинтересоваться: когда дом сдали в эксплуатацию?

Ремонт атакует

Сегодня в квартире на улице Грекова снова идет ремонт.

— Строители объявились на другой день после нашего звонка на “горячую линию”. “Зачем же туда пожаловались? — сетовали они. — Неужто без этого нельзя было обойтись?!” — вспоминают владельцы.

На этот раз их квартиру осматривали внимательней. Строители записали все жалобы. Направили разных специалистов. Одни смотрели окна, другие — трубы, третьи — отделку, четвертые — пол. Теперь наши жильцы только диву давались: как быстро эти мастера умеют работать!..


Телефоны “горячей линии” стройкомплекса: 299-52-64, 299-54-81 и 209-50-55. Звонки принимаются ежедневно с 8 до 20 часов. По воскресеньям — в автоматическом режиме. Если у вас есть вопросы по качеству строительства, звоните на наш пейджер по телефону 788-00-88, абонент 911-38.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру