Великолепная восьмерка

24 января 2004 в 00:00, просмотров: 480

Первой “мосфильмовской” картиной считается лента 1923 года “На крыльях ввысь” о самолетных боях с белогвардейцами, которая не сохранилась. Зато в 1924-м было выпущено уже 9 фильмов. А за все прошедшие 80 лет — более трех тысяч!

Вообще, у крупнейшей в России киностудии есть две истории. Одна — официальная, состоящая из имен великих режиссеров, снявших свои первые картины на “Мосфильме”: от Эйзенштейна до Лебедева. И зрительская. Она состоит из выученных наизусть фильмов, без которых не было бы ни официальных дат, ни юбилеев, ни артистов, ни режиссеров. Любовь Орлову мы помним по фильму “Весна”, Алексея Баталова по картинам “Летят журавли” и “Москва слезам не верит”, Татьяну Друбич по “Ассе”. Поэтому мы решили сделать свой совершенно субъективный выбор и назвать восемь своих любимых фильмов — по одному на каждое десятилетие.

1924—1934
“ПОТОМОК ЧИНГИСХАНА”, 1928.

Озвучен в 1949 г., восстановлен в 1964 г. Режиссер: Всеволод Пудовкин. В ролях: Валерий Инкинжинов, Анель Судакевич, Борис Барнет.

Картину не так давно демонстрировали на канале “Культура”, хотя этот фильм не самый показательный в истории “Мосфильма”, да и в творчестве Пудовкина. История потомка Чингисхана, которого в своих целях хотели использовать британские оккупанты, а гордый монгол взбунтовался, показательна для своего времени. Но судьба исполнителя главной роли гораздо интереснее. С одной стороны, она абсолютно типична, с другой — загадочна. Валерий Инкинжинов, сын крещеного бурята из Иркутска, учился в студии Мейерхольда, вместе с Эйзенштейном был режиссером-лаборантом на постановке “Смерти Тарелкина”. Но учителем своим считал Льва Кулешова, который открыл ему мир кино. Роль в “Потомке Чингисхана” стала по-настоящему звездной для Инкинжинова, но через год его имя забудут: актер не вернется из парижского отпуска. Его фильмы будут уничтожены, а члены большого инкинжиновского клана в Иркутске будут репрессированы или раскулачены. И с этого времени о судьбе актера начнут ходить самые разные слухи. Один — что он весьма успешно снимался во Франции и Германии (что правда: об этом говорит обширная фильмография актера), был владельцем киностудии и вообще преуспел в жизни. Вторая — что умер в нищете и забвении. Кстати, именно в Инкинжинове Мейерхольд видел воплощение мечты о новом актере.

1935—1944
“В ШЕСТЬ ЧАСОВ ВЕЧЕРА ПОСЛЕ ВОЙНЫ”, 1944.

Восстановлен в 1969 г. Режиссер: Иван Пырьев. В ролях: Марина Ладынина, Евгений Самойлов.

Картина стала лидером проката в 1944 году и собрала более 26 миллионов зрителей. Это не удивительно: история любви воспитательницы детского сада, ушедшей на войну, и артиллериста, вообще история любви в то непростое военное время, когда расставались влюбленные и погибали любимые, была близка каждому. Так же, как картина “Жди меня”, снятая годом раньше с Валентиной Серовой. Женщины подражали Ладыниной и Серовой, а мужчины верили, что их ждут. И эти простенькие на взгляд современного молодого человека любовные драмы становились частью жизни каждого. И каждый проживал их как свою.

1945—1954
“ВЕСНА”, 1947.

Режиссер: Григорий Александров. В ролях: Любовь Орлова, Николай Черкасов, Ростислав Плятт, Фаина Раневская, Георгий Юматов (первая роль).

“Вы можете представить себе сталинскую эру, когда простые москвичи ездили на шикарных автомобилях и разговаривали по телефону (работающему!!!), а простая женщина-ученый имела огромные апартаменты, да еще и с горничной?” Это отзывы американских зрителей о фильме Григория Александрова “Весна”. Кстати, простые советские граждане тоже не могли поверить в то, что такое возможно, но смотрели фильм и смотрят до сих пор с огромным удовольствием. Александров и Орлова создали красивый миф и успешно доказывали, что он существует. Что существует такая ученая Никитина, работающая над абсолютно утопической темой абсолютно фантастическими методами. Что существует такая домработница, блистательно сыгранная Фаиной Раневской, примеряющая новую шляпку со словами: “Красота — это страшная сила”. А подтверждений тому, что есть такие консультанты, чьим девизом стала фраза “Где бы ни работать, лишь бы не работать”, была наверняка масса.

1955—1964
“ЛЕТЯТ ЖУРАВЛИ”, 1957.

Режиссер: Михаил Калатозов.

В ролях: Алексей Баталов, Татьяна Самойлова.

Лента Калатозова единственная по тем временам была показана во Франции и стала лидером проката, собрав более 5 миллионов зрителей. Конечно, это не случайность: картина получила “Золотую пальмовую ветвь” Международного кинофестиваля в Канне в 1958 г., а это для мирового проката значит очень много. Любопытно, что историю смотрят до сих пор не только по российскому ТВ, но и во всем мире. Забавно также и то, что зрители посчитали французский дубляж фильма лучше английского.

1965—1974
“ВОЙНА И МИР”, 1965—1967.

Режиссер: Сергей Бондарчук.

В ролях: Людмила Савельева, Олег Табаков, Вячеслав Тихонов, Олег Ефремов.

Этому фильму, а также героическому труду Сергея Бондарчука, взявшегося за роман Толстого и “победившего” литературу языком кино, до сих поют дифирамбы. Достаточно лишь сказать, что в массовке снялись 120 тысяч солдат-статистов — и все живые, не компьютерные! Что все четыре части фильма были лидерами проката, а первая собрала около 60 миллионов зрителей. И, наконец, что на “Мосфильме” не так давно сделали цифровую копию фильма и вновь очень успешно показывают ее по миру и в России.

1975—1984
“МОСКВА СЛЕЗАМ НЕ ВЕРИТ”, 1979.

Режиссер: Владимир Меньшов.

В ролях: Вера Алентова, Алексей Баталов, Ирина Муравьева, Раиса Рязанова.

Фильм Владимира Меньшова появился вовремя. Иногда даже кажется, что режиссер просчитал время появления истории о трех подругах, которые ищут в большом, чужом, но таком красивом и притягательном городе свое счастье. Ведь в 50-е его искали все. В начале 80-х они вновь поверили в большую любовь, которая обязательно найдет их, и назвали Веру Алентову лучшей актрисой 1980 года. Американская гильдия прокатчиков отдала Меньшову свой приз, а американские киноакадемики — “Оскар”. Событие невероятное по тем временам.

1985—1994
“АССА”, 1987.

Режиссер: Сергей Соловьев.

В ролях: Татьяна Друбич, Сергей Бугаев, Станислав Говорухин.

“Асса” с момента выхода на экраны стала культом. Этому немало способствовала и впервые проведенная рекламная кампания — с майками с надписью “АССА”, которые до сих пор сохранились и пылятся в шкафах как последние раритеты навсегда ушедшей эпохи. Огромные очереди в кинозалы, финальная песня Виктора Цоя с гигантской массой людей, держащей зажигалки, появление в кадре знаковых для того времени фигур — и при этом совершенно не имеющий, казалось бы, никакого отношения к рок-подполью сюжет. Наверное, поэтому “Асса” стала фильмом для всех, а не для избранных знатоков музыкантов-диссидентов. Правда, завершающие трилогию части уже стали фильмами для киноманов.

1995—2004
“ЗВЕЗДА”, 2002.

Режиссер: Николай Лебедев.

В ролях: Игорь Петренко, Алексей Кравченко, Алексей Панин, Артем Семакин, Екатерина Вуличенко.

Вторая экранизация повести Эммануила Казакевича (первая — в 1949 году), но уже рассказанная новым киноязыком, что и привлекло в залы огромное количество людей. Автор идеи и генпродюсер проекта — гендиректор киноконцерна “Мосфильм” — собрал на него мощную команду: молодого талантливого режиссера Николая Лебедева, опытного оператора Юрия Невского, работавшего с Озеровым и одного из лучших современных композиторов Алексея Рыбникова. Молодых актеров (почти все — дебютанты) отправили на месяц в действующую армию. В фильме впервые за долгий период задействована простаивавшая техника того времени из военно-технической базы “Мосфильма” в Алабине и с давно забытым размахом выполнены пиротехнические эффекты — взрывы, стрельба из пушек, съемки в огне. Картина вышла в прокат в количестве 115 копий, собрав более 1 млн. долларов.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

— Каждый день на “Мосфильм” приходят работать около 4000 человек. Из них половина — штатные сотрудники киноконцерна.

— 13 павильонов “Мосфильма” занимают 10 362 кв. м общей площади. Из них полезная площадь самого маленького — 237 кв. м, самого большого — 1618 (он же самый знаменитый, №1, в котором снимали сцену первого бала Наташи Ростовой для “Войны и мира”).

— На счету комплекса сценично-постановочных средств 700 тысяч единиц мужской, женской и военной одежды, головных уборов и костюмов. А также 300 тысяч единиц реквизита: мебель, картины, кареты, телеги, пролетки, сани.

— На счету музея “Мосфильма” 80 машин, выпущенных начиная с 1912 года и заканчивая 60-ми годами прошлого столетия. Здесь есть и “Волга” из “Берегись автомобиля!”, и “Мерседес” Штирлица, и автобус из “Место встречи изменить нельзя”. Некоторые специально воссоздаются по чертежам — как, например, военная техника из фильма Николая Лебедева “Звезда” — и не имеют аналогов в мире.

ОСКАР

1. “ВОЙНА И МИР” (реж. С. Бондарчук) — 1969

2. “ДЕРСУ УЗАЛА” (реж. А. Куросава) — 1976

3. “МОСКВА СЛЕЗАМ НЕ ВЕРИТ” (реж. В.Меньшов) — 1981

Золотая пальмовая ветвь в Канне

1. “ЛЕТЯТ ЖУРАВЛИ” (реж. М.Калатозов)

XI МКФ, Канны. Главный приз “Золотая пальмовая ветвь”, 1958

“Золотой и серебряный медведь” в Берлине (Германия)

1. “ВОСХОЖДЕНИЕ” (реж. Л.Шепитько)

Главный приз “Золотой медведь” на 27-м МКФ в Западном Берлине. 1977 г.

2. “ТЕМА” (реж. Г.Панфилов)

XXXVII МКФ, Берлин. Главный приз “Золотой медведь”, 1987

3. “СТО ДНЕЙ ПОСЛЕ ДЕТСТВА” (реж. С.Соловьев)

Приз “Серебряный медведь” на 25-м МКФ в Западном Берлине. 1975 г.

“Золотой и серебряный лев Св.Марка” в Венеции (Италия)

1. “ЗВОНЯТ, ОТКРОЙТЕ ДВЕРЬ” (реж. А.Митта). XVIII МФ фильмов для детей и юношества в рамках XXVII МКФ, 1966, Венеция. Большой приз “Золотой лев Св. Марка”

2. “ИВАНОВО ДЕТСТВО” (реж. А.Тарковский). XXIII МКФ, 1962, Венеция. Гран-при — “Золотой лев Св. Марка”



Партнеры