История одной болезни

Казалось бы, от болезней, свойственных эпохе дикого капитализма, мы вылечились пару лет назад. Но, как выяснилось, не полностью. Сегодня это опасное заболевание расцветает пышным цветом вдали от столичных глаз. Эпидемия вспыхнула в 2003 году в Волгограде, на одном из градообразующих предприятий города — волгоградском ОАО “Химпром”, бывшем “монстре ВПК”, у которого помимо государства, владеющего 51 процентом акций, появилась пара частных хозяев. Всего два года назад, до появления “стратегического инвестора” (компании Brosner (Overseas) Limited, Deerfield Universal Inc., Forena Ltd., владеющие акциями предприятия), чистая прибыль завода по итогам года составляла 154 миллиона рублей. А в конце 2003 года специалисты оценили прибыль “Химпрома” практически в ту же сумму, но… со знаком минус. Дальше — больше. Рентабельность производства за этот же срок сократилась с 16,4 до 0,5%. При этом объем годовой выручки остается тем же, а затраты на себестоимость, по крайней мере в части расходов на персонал, сокращаются, на предприятии происходят массовые увольнения.

Но самое поразительное — отсутствие как такового… генерального директора. Точнее, директора, который бы был утвержден основным акционером компании, то есть государством. У Мингосимущества никак не получалось согласовать свои позиции относительно кандидатуры нового генерального. Но свято место пусто не бывает, и фактически “Химпромом” управляет коммерческий директор Александр Митрофанов, представитель “стратегических инвесторов”, кандидатуру которого Правительство РФ уже однажды отвергло.

Немного подробностей об этом одаренном менеджере, ценном специалисте по профилю “антикризисное управление”, помогут оценить ситуацию и поставить диагноз в нашей истории болезни волгоградского “Химпрома”.

На предпоследнем месте работы (иркутский АО “Усольехимпром”) Митрофанов до декабря 2003 года работал в должности финансового директора. Что же случилось потом? ЗАО “НИТОЛ”, один из акционеров этого предприятия, инициировало процедуру банкротства. А спустя год после случившегося это же акционерное общество неожиданно становится доверительным управляющим 35-процентным пакетом акций волгоградского “Химпрома”, принадлежащим вышеупомянутым офшорным компаниям. Складывается впечатление, что цель эффективной “антикризисной” программы от Митрофанова на волгоградском “Химпроме” состоит в последовательном доведении предприятия до состояния банкротства с последующим поглощением одним из вновь образовавшихся “миноритарных” акционеров (в нашем случае в лице такого миноритария выступают “стратегические инвесторы”).

Неужто это диагноз? Зачем преднамеренное банкротство некогда крепкого и стабильного предприятия так необходимо загадочным “стратегическим инвесторам”? Дело в том, что фактический контроль над заводом осуществляется президентом Европейской подшипниковой корпорации Олегом Савченко. В Волгограде он известен тем, что с упорством, достойным лучшего применения, пытается стать губернатором области. Однако всякий раз, как бы ни оценивалась деятельность главы областной администрации Николая Максюты волгоградцами, тот не сдается и бьет Савченко на выборах. На очередных губернаторских выборах Савченко, видимо, хочет еще раз сразиться с Максютой и другими претендентами и готовит сани летом, точнее, телегу зимой.

Людям, не понаслышке знакомым с делами на заводе, давно уже стало ясно, что “Химпром” для Савченко не столько актив, сколько мощный предвыборный ресурс. Ведь, если при симптомах банкротства объем выручки остается тем же, скорее всего это значит, что сегодняшние убытки — плод усердия даровитых бухгалтеров, а не “болезнь и немощь” завода. Ведь прибыль должна быть. А если ее нет в балансе — значит, она где-то в другом месте.

Теперь вопрос: чем лечить?

Похоже, ответ на этот вопрос в коридорах российской власти знают. Например, в аппарате Правительства России обстановку, сложившуюся на волгоградском “Химпроме”, оценивают так: “Финансовые показатели работы общества (ОАО “Химпром”) последние два года устойчиво ухудшаются, рентабельное предприятие фактически поставлено на грань банкротства… Несмотря на невозможность действующего менеджмента исправить ситуацию на предприятии, Минимущества предлагает на должность генерального директора А.Митрофанова”… хотя “Правительством РФ были даны директивы голосовать против данного кандидата”.

Если в Белом доме ситуацию знают столь хорошо, тогда в чем же дело? Почему недобросовестные менеджеры и затаившие фигу в кармане некоторые частные акционеры все еще контролируют ситуацию на предприятии? Отчасти объяснение этому лежит в традиционной для России несогласованности действий чиновников различных российских ведомств. Отчасти в личности самого “главного акционера” Олега Савченко, который не покладая рук “утюжит” российские коридоры власти. Впрочем, не все так грустно в “волгоградском королевстве”. Хочется надеяться, эпоха безвременья на “Химпроме” движется к концу. На днях председатель правительства Михаил Касьянов распорядился решить ситуацию на предприятии, исходя прежде всего из интересов государства.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру