Писателей выгнали на мороз

Получил или узурпировал Сергей Владимирович Михалков как глава Международного сообщества писательских союзов права на огромный дом, литературно известный как дом Ростовых? Науке это пока неизвестно. Выкидывая российских писателей из богатых апартаментов, где они имели крошечную площадь, автор “Дяди Степы” не посчитал нужным показать им соответствующий документ, который мог бы хоть частично оправдать невиданный произвол.

В приказном порядке и “без вещей” вышвырнуты на улицу Союз российских писателей и Союз писателей Москвы. Журнал “Дружба народов” получил от Михалкова уведомление: освободить помещение до 30 января. Неужели капитализированной России уже не нужны ни писатели, ни литературные журналы?

Секретари писательских союзов единодушно оценили акцию господина Михалкова как противозаконную. Так, Эдуард Бобров, секретарь Союза писателей Москвы, сказал: “Несмотря на письмо заместителя мэра Москвы Людмилы Швецовой и на звонок министра культуры Михаила Швыдкого с просьбой решить этот вопрос достойным образом, нас не пустили на наши рабочие места ни в четверг, ни в пятницу”.

Писатель Юрий Черниченко позволил себе по этому поводу поиронизировать: “Этот дом был передан советским писателям еще в 1934 году — всем, а не какой-то отдельной кучке! Как можно что-то говорить о дружественном соединении всех писателей на такой моральной основе? От тех, кто пользуется уркаганскими методами, так и слышишь: “Это мое, и то — тоже мое!”

Писатель Валентин Оскоцкий с сожалением заметил, что они получили бумагу Михалкова в тот день, когда первый секретарь Союза писателей Москвы Римма Казакова легла в больницу на сложную операцию.

Нельзя снимать вину и с демократических союзов писателей. Еще в 1997 году в статье “Битва на Поварской” (“МК”) я приводила выдержки из решения суда от 4 марта 1993 года: “Между тем право МСПС на все имущество СП СССР может быть оспорено иными писательскими организациями в судебном порядке”. Представители МСПС слегка дрогнули и уже 13 марта вновь написали заявление в коллегию суда с просьбой разъяснить главный вопрос: “Кто на сегодняшний день может считаться правопреемником СП СССР?”. Коллегия высшего Арбитражного суда дала определение: “...кассационная коллегия исходила из презумпции, что имущество СП СССР находится у МСПС. Данная презумпция может быть опровергнута заинтересованными лицами”.

Зная об этом, писатели-демократы в суд не подали ни тогда, ни сейчас. Конечно, они бедны, они ничего не сдают в аренду. Но пора перестать пребывать в социалистической наивности. В 1999 году состоялся съезд Союза российских писателей. На съезде ставился вопрос о правопреемственности собственности. Но оказалось, в современной России до сих пор нет закона о творческих союзах и творческих работниках. Совершенно справедливо правительство отсылает организацию в суды, чем воспользовалось МСПС.

Вспомнилось: еще в 2000 году руководитель Департамента по делам общественных и религиозных объединений Б.Томаровский писал председателю Литфонда России И.Переверзину, что международная либо общероссийская общественная организация в качестве правопреемника Союза писателей Российской Федерации не регистрировалась. Прошло три года. Давайте рассмотрим непредвзято, кто на Поварскую пришел раньше. Союз писателей Москвы и Союз российских писателей образовались и зарегистрировались в учреждениях юстиции раньше, чем МСПС, и, естественно, раньше обосновались на Поварской. В новые времена обойденные писатели не попытались юридически отстоять права на собственность.

Зато МСПС сдает помещения под рестораны, кафе. Так, в правом одноэтажном крыле дома в 1997-м появился арендатор — магазин запчастей. Только после публикации в “МК” было запрещено торговать таким товаром в архитектурном памятнике XVIII—XIX вв., охраняемом государством. Сейчас здесь торгуют кулинарией.

Член городской Думы Евгений Бунимович обобщил ситуацию вокруг дома Ростовых:

— Когда одни писатели выбрасывают из помещений других писателей — это позор для русской литературы. Что это такое, когда частные охранные предприятия считают возможным выгнать писателей из служебных помещений? Когда происходят такие безобразные вещи — это позор всей русской литературы. Думаю, руководители МСПС — не самые хитроумные сдатчики в аренду имущества. У нас есть Контрольно-счетная палата Москвы, есть и Счетная палата России. Хочу напомнить, что Степашин, возглавляющий Счетную палату России, одновременно возглавляет Книжный союз; надеюсь, проблема русской литературы для него не чужая.

Когда-то Сергей Владимирович Михалков в интервью “МК” говорил о МСПС: “Сегодня это единственный союз, который что-то делает для писателей любой национальности, для сохранения духовных связей между республиками бывшего Советского Союза”. Спрашивается, почему же это Сообщество предложило освободить помещение интернациональному журналу “Дружба народов”, который с 1953 года занимает левое одноэтажное крыло — бывший каретный сарай? Сегодня это единственное издание, которое осуществляет живую международную связь писателей. Писатель Лев Аннинский, отдавший журналу 35 лет, воспринял предложение Михалкова с изумлением: “Когда изумление прошло, возникло возмущение. Как можно так поступить с журналом, который прилагает настойчивые усилия спасти школу художественного перевода”.

Только что стало известно, что министр культуры РФ Михаил Швыдкой принял экстренное решение предоставить Союзу писателей Москвы помещение в Гнездниковском переулке. Союз российских писателей и журнал “Дружба народов” все еще находятся в подвешенном состоянии. Если писателям-демократам дорога справедливость, пусть судятся-рядятся. Юридические права дает не министр.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру