Долгая дорога к Марсу

Судя по всему, у Красной планеты — скверный характер. Марс явно не хочет принимать гостей с Земли. Специалисты подсчитали: за те сорок с лишним лет, что длится “марсианская эпопея”, к нему было отправлено около 30 космических аппаратов, но лишь 10 полетов обошлись без каких-либо серьезных неудач.


Порою он приближается к Земле “всего-навсего” на 55 миллионов километров. После Луны и Венеры Марс — ближайший наш космический сосед. И, наверное, самый интригующий! Уж сколько лет человечество гадает: есть ли там признаки хоть какой-нибудь жизни? Скорее всего поэтому раньше других начали планировать межпланетные экспедиции именно на Красную планету. Еще не успел побывать в космосе Юрий Гагарин, а главный конструктор советских ракет С.П.Королев уже прорабатывал технические варианты высадки человека на Марс. Работы начались в королевском ОКБ-1 в 1959 году.

Первоначальный замысел отличался супергигантизмом. На околоземной орбите предполагалось собрать из 20 отдельных модулей, доставляемых с Земли ракетами, гигантский межпланетный “крейсер” весом более 1500 тонн с экипажем 6 человек. Сама экспедиция должна была бы длиться 4 года. (Собирались отправить в путешествие целый “марсианский поезд” из пяти платформ-“вагонов” со всем необходимым для долгого путешествия от полюса до полюса!) В качестве проверки предлагаемых технических решений планировалось осуществить предварительный запуск к Марсу испытательного корабля и облететь на нем вокруг нашего космического соседа. (Сгоряча авторы проекта указали даже точную дату старта этого аппарата — 8 июня 1971 года.)

Свои варианты тогда разрабатывали и две группы молодых ученых-энтузиастов, в состав которых входили будущие советские космонавты Валерий Кубасов и Константин Феоктистов.

Увы, в реальности все получилось совсем не так гладко, как на бумаге. За одиннадцать лет СССР запустил семь межпланетных аппаратов серии “Марс”. Первый из них стартовал 1 ноября 1962 года, а в июне 1963-го пролетел в 197 000 км от Марса. “Марс-2” отправился в дальний путь в июне 1971-го. Когда аппарат вышел на орбиту Марса, от него отделилась специальная спускаемая часть, в которой хранилась главная “идеологическая начинка” — капсула с гербом СССР. Посадка на планету этого модуля в документах была названа жесткой (во что превратился металлический герб при сильнейшем ударе, остается лишь гадать). Буквально через несколько дней к Марсу примчался еще один “Марс” — под номером 3. На сей раз советские ученые праздновали эпохальное событие: впервые в истории им удалось осуществить мягкую посадку спускаемого аппарата. Но и тут не обошлось без неприятностей. — “Марс-3” передавал сигналы с чужой планеты лишь в течение 20 секунд, а потом внезапно замолчал. Навсегда.

В 1973-м СССР за несколько дней осуществил запуск целой “обоймы” из четырех “Марсов”. “Марсу-5” было суждено стать еще одним искусственным спутником планеты, “шестой” повторил подвиг “третьего” и благополучно “примарсился”. Связь с другими двумя аппаратами была потеряна.

“Марсианские программы” Советского Союза рождались и умирали несколько раз. Очередные глобальные концепции разрабатывались в 1969-м, 1987-м...

Весьма серьезно готовилась исследовательская программа “Марс-96”. Автоматический аппарат, сев на планету, должен был исследовать пробы грунта, провести спектрометрический анализ, провести масштабную телесъемку поверхности... Это была едва ли не самая дорогостоящая космическая экспедиция во времена СССР. Однако окончилась она полным провалом. “Марс-96” “взбунтовался” в первые же минуты и не пожелал лететь к далекой планете. Обломки космического корабля рухнули на Землю где-то в горах Южной Америки. После столь глобальной неудачи “марсианские аппетиты” россиян значительно поубавились. Зато активизировалось Европейское космическое агентство, американцы (правда, и заокеанских коллег поджидали неудачи — в 1999-м они потеряли сразу две свои автоматические межпланетные станции: одна сгорела в атмосфере Марса, другая разбилась при неудачной посадке).

Сейчас участие российских ученых в “марсианской эпопее” ограничивается главным образом разработкой новых приборов, устанавливаемых на американских, европейских космических аппаратах. Однако на 2009 год запланирована собственная программа — “Фобос-грунт”. (На данный момент это единственный проект в области исследования Солнечной системы, включенный в федеральную программу.) Главная цель — исследование одного из спутников Красной планеты — Фобоса.

Спутник совсем малюсенький — около 27 км в поперечнике. Но имеет для ученых очень важную особенность.

— Когда-то Фобос был астероидом, — поясняют специалисты Института космических исследований. — И вследствие своей малой массы должен сохраниться в состоянии, близком ко времени, когда происходило образование твердых небесных тел в пропланетной туманности. Другими словами, мы полагаем, что Фобос состоит из реликтового вещества, из которого формировались планеты Солнечной системы. Исследовав его, можно очень многое понять о происхождении нашей Земли и других планет, об эволюции Вселенной.

В 1988-м к Фобосу уже подлетали два советских космических аппарата, но их посадку осуществить тогда не удалось. Главная задача нынешней российской программы — доставка на Землю с Фобоса образцов его вещества и исследование атмосферы Марса с орбиты его спутника. Разработкой станции “Фобос-грунт” занимаются специалисты из НПО им. А.С.Лавочкина и НИЦ им. Г.Н.Бабакина. Генеральный директор НИЦ Виктор Воронцов пояснил, как планируется осуществить этот уникальный межпланетный полет. Оказывается, сейчас уже существуют предварительные сроки выполнения отдельных его этапов.

— Старт “Фобоса” назначен на период 7—29 сентября 2009 года. Весь путь до Марса займет 280—350 дней. Приблизившись к орбите Фобоса, космический аппарат произведет ряд его исследований на расстоянии, а затем осуществит мягкую посадку. Забранные образцы грунта будут помещены в специальную капсулу, имеющуюся на возвращаемом модуле. В интервале между 13 июля и 12 августа 2011 года по команде с Земли этот модуль отделится от основного аппарата и отправится к нам. Предполагаемая дата приземления — между 14 мая и 8 июня 2012 года. Оставшийся на поверхности Фобоса посадочный аппарат будет продолжать исследования Фобоса, атмосферы и поверхности Марса.

По словам наших “космических” специалистов, весь проект обойдется в 1 миллиард нынешних российских рублей. Дороговато, конечно, но, возможно, зарубежные коллеги со временем “войдут в долю”.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру