Три “Орла”— у кого крылья длиннее?

2 февраля 2004 в 00:00, просмотров: 149

Наш новый ответ “Оскару” — “Золотой орел-2” — прошел в двух тональностях: за “верхи” отвечали Вайда, Дзеффирелли и Форман. За низы — Стоянов с Олейниковым. Классики мирового кинематографа вместе с нашей элитой придерживались линии, емко выраженной Галиной Волчек. “Я очень волнуюсь, коллеги все-таки”, — сказала она, вскрывая конверт в номинации “Лучшая мужская роль”.

А “городошники” спускали всех на землю. “Я подниму кино с колен. И поставлю его на четвереньки”, — заявил Илья Олейников в образе г-на Жужуновского, пришедшего на передачу “Кино не тонет”. Ребятам из нашего “городка” было поручено “в их лучших традициях” объявлять главных номинантов — пятерых претендентов на “Лучший игровой фильм”.

“ОРЛЫ” НЕ ТОНУТ
Дмитрий ЛЕСНЕВСКИЙ: “Кино у нас будет лет через 20. Я отвечаю!”

Главным сюрпризом II церемонии вручения премий национальной академии кинематографических искусств и наук России “Золотой орел” стал неожиданный приезд трех великих гостей: Анджея Вайды, Франко Дзеффирелли и Милоша Формана. Особенно поразил Форман, которому вручили “Орла” “за выдающийся вклад в мировой кинематограф”, — половину своей речи маэстро произнес по-русски.

Но самое забавное было в том, что зал минуты три размышлял, стоит ли стоя поприветствовать великого режиссера, на фильмах которого учились почти все из присутствовавших, или можно обойтись дежурными жидкими аплодисментами. С трудом, но встали. А потом Форман вручил главную статуэтку за “Лучший игровой фильм 2003 года” создателям фильма “Возвращение” Андрею Звягинцеву и Дмитрию Лесневскому.


— Это впечатление на жизнь, — сказал Лесневский. И добавил: — Мы и дальше будем творить кино параллельно с Госкино.

У тех же, кто сидел в зале, главное впечатление от церемонии осталось такое: “наши домашние радости”. Даже ведущих Никита Сергеевич не позвал — все сам. Во-первых, сэкономил; во-вторых, потешил свое актерское “я”; в-третьих, предъявил публике “своих великих друзей” — Вайду, Дзеффирелли и самого Формана. Причем все до последнего в секрете, все в стиле “сюрприз”.

Что же касается самой церемонии, то разглядеть ее объективно под ворохом всех слухов и интриг, из-под которого она не может выбраться еще со дня основания, практически невозможно. Причем ком, как известно, только нарастает, а не рассыпается. Скажем, на этот раз, естественно, не могло не удивлять, что в списках номинантов нет таких нашумевших фильмов прошлого года, как “Бумер”, “Старухи”, “Благословите женщину”, “Отец и сын”. Впрочем, с “Бумером” все ясно: он оказался не по зубам нашим академикам (средний возраст членов СК РФ с отметки 60 никак не сползает). Во-первых, он не нравится лично Никите Сергеевичу, а во-вторых, есть “Бригада” Алексея Сидорова, которая хотя и уступает “Бумеру” в художественном решении, все-таки является продуктом ВГТРК — одного из учредителей “Золотого орла”. “Бригаде” достался приз за “Лучший игровой телесериал”. Менее понятно с остальными. За кадром осталось, что Станислав Говорухин снял свой фильм со всех номинаций без объяснения причин, а Геннадий Сидоров отказался от участия в других номинациях, когда узнал, что его “Старухи” не попали в категорию “Лучший игровой фильм”. По поводу Сокурова некоторые академики заявили корр. “МК”: “А мне он надоел!”

То есть с одной стороны — Форман, Вайда, Дзеффирелли, которые своим приездом признали и благословили “Золотого орла”, а с другой — наши кинематографисты, которым этот “Золотой орел”, в общем-то, по боку. Печальный итог подвел Евгений Миронов, получивший статуэтку за “Лучшую мужскую роль”: “Мне жалко, блин, что у нас почему-то никто не радуется успехам друг друга, а у них (американской киноакадемии “Оскар”. — К.Ш.) хоть и фальшиво, но почему-то радуются”.

Зато залу по вкусу пришлись шуточки бессменных ведущих передачи “Городок” Ильи Олейникова и Юрия Стоянова, которые в дурашливой форме представляли номинантов на главный приз за “Лучший игровой фильм”. Они попеременно исполняли роли ведущих и гостей придуманной ими же проблемно-аналитической передачи “Кино не тонет”. Впрочем, за привычным слоем пошлости, которым обычно покрывают своих зрителей “горожане”, скрывались весьма удачные остроты. Например, по поводу фильма Алексея Учителя “Прогулка” Стоянов едко заметил: “Мало еще платят нашим учителям!”, а о недавнем приезде президента на “Мосфильм” он же, в образе Кавалерии Невтудверской, удивился: “Он был на “Мосфильме”? И что, его утвердили?”

Светская часть “Орла” напоминала торжественные похороны. Большинство гостей (в том числе — женщины) и сам ведущий были в черном. На их фоне выделялись зарубежные гости — премию за самое стильное платье, безусловно, стоило бы отдать французскому художнику-постановщику Доминике Борк, которая вручала призы лучшему художнику-постановщику и лучшему художнику по костюмам. А самым стильным мужчиной следует признать Франко Дзеффирелли, костюм которого украшал элегантно наброшенный бежевый шарфик. Великий итальянский режиссер вручал приз за “Лучшую режиссерскую работу” Вадиму Абдрашитову. К сожалению, сам Вадим Юсупович не смог получить статуэтку из рук итальянского мастера из-за недавно перенесенной операции на сердце.

С телевизионными премиями все было ясно с самого начала: все возможные призы отошли каналу ВГТРК — четыре статуэтки, три из которых присудили фильму “Идиот”. Кстати, с номинацией за “Лучшую женскую роль второго плана” вышел небольшой конфуз — получившая ее Инна Чурикова (“Идиот”) уже была премирована “Тэфи” в номинации “Лучшая женская роль первого плана”. Сложнопостановочная лента “Бедный, бедный Павел” собрала стаю из четырех “Орлов”, а “Возвращение” поощрили тремя статуэтками.

На банкете корреспонденту “МК” удалось поймать Дмитрия Лесневского, продюсера фильма — призера Венецианского фестиваля, и задать несколько вопросов:

— У “Возвращения” уже столько премий: и “Львы”, и “Овны”. Теперь — “Орлы”. Не надоело?

— Да нет. Любая премия — это приятное сопровождение творческого процесса. Ни больше, ни меньше.

— Сколько уже заработало “Возвращение”?

— Фильм продан в 64 страны. Так как прокат везде начинается в разное время, еще рано говорить о бокс-оффисе. Но я точно могу сказать, что это рекорд за последние 10 лет сборов русского фильма.

Я только что вернулся из Лос-Анджелеса, с церемонии “Золотого глобуса”, где на “Лучший иностранный фильм” представили достаточно интересные картины. Им не дали ничего, а получила приз достаточно спорная работа “Усама”. И только потому, что она была сделана в оккупированном, вернее, в освобожденном Афганистане. И я убедился, что все эти премии — либо большой бизнес, либо чистая политика.

— Вы были и в Венеции, и на “Золотом глобусе”, то есть так или иначе посещаете светские мероприятия. Как вам этот “Золотой орел” — соответствует ли его светская часть мировым стандартам или все-таки уступает им?

— Вы знаете, есть определенный кайф ходить по вот этому линолеуму, я считаю, что в этом есть свой стиль. Я бы его определил так: “Не забывай, где ты родился”. Но зато какие люди в Москву прилетели: Форман, Вайда, Дзеффирелли. Это очень приятно. А кино у нас будет лет через 20. Я отвечаю!


ЛУЧШИЙ ИГРОВОЙ ФИЛЬМ

“ВОЗВРАЩЕНИЕ”, режиссер — Андрей Звягинцев, продюсер — Дмитрий Лесневский


ЛУЧШИЙ ИГРОВОЙ ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ ФИЛЬМ

“ИДИОТ”, режиссер — Владимир Бортко, производство ВГТРК


ЛУЧШИЙ ИГРОВОЙ ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ СЕРИАЛ

“БРИГАДА”, режиссер — Алексей Сидоров, производство ВГТРК


ЛУЧШАЯ РЕЖИССЕРСКАЯ РАБОТА

Вадим АБДРАШИТОВ, “Магнитные бури”


ЛУЧШАЯ СЦЕНАРНАЯ РАБОТА

Анатолий ГРЕБНЕВ, “Кино про кино”


ЛУЧШАЯ ЖЕНСКАЯ РОЛЬ

Ирина ПЕГОВА, “Прогулка”


ЛУЧШАЯ МУЖСКАЯ РОЛЬ

Евгений МИРОНОВ, “Идиот”


ЛУЧШАЯ ЖЕНСКАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА

Инна ЧУРИКОВА, “Идиот”


ЛУЧШАЯ МУЖСКАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА

Олег ЯНКОВСКИЙ, “Бедный, бедный Павел”


ЛУЧШАЯ ОПЕРАТОРСКАЯ РАБОТА

Михаил КРИЧМАН, “Возвращение”


ЛУЧШАЯ РАБОТА ХУДОЖНИКА-ПОСТАНОВЩИКА

Александр ЗАГОСКИН, “Бедный, бедный Павел”


ЛУЧШАЯ РАБОТА ХУДОЖНИКА ПО КОСТЮМАМ

Лариса КОННИКОВА, “Бедный, бедный Павел”


ЛУЧШАЯ МУЗЫКА К ФИЛЬМУ

Андрей ПЕТРОВ, “Бедный, бедный Павел”


ЛУЧШАЯ РАБОТА ЗВУКОРЕЖИССЕРА

Андрей ХУДЯКОВ, “Возвращение”


ЛУЧШИЙ МОНТАЖ ФИЛЬМА

Лидия МИЛЛИОТИ, “Магнитные бури”


ЛУЧШИЙ НЕИГРОВОЙ ФИЛЬМ

“ПОГИБЛИ ЗА ФРАНЦИЮ”, режиссер — Сергей Зайцев


ЛУЧШИЙ АНИМАЦИОННЫЙ ФИЛЬМ

“ПОЛТОРА КОТА”, режиссер — Андрей Хржановский


ЛУЧШИЙ ЗАРУБЕЖНЫЙ ФИЛЬМ

“ПИАНИСТ”, режиссер — Роман Полянский, прокат в России “Союз-видео”


ПРИЗ ЗА ВЫДАЮЩИЙСЯ ВКЛАД В МИРОВОЙ КИНЕМАТОГРАФ

Милош ФОРМАН





Партнеры