Язык мой— друг мой

2 февраля 2004 в 00:00, просмотров: 199

К сожалению, в России профессия преподавателя не относится к числу самых популярных. Нервов уходит много, денег приходит мало. Но преподаватель преподавателю рознь. Учителя иностранных языков при желании могут неплохо зарабатывать.

Возьмите меня в полиглоты!

Принимать решение о поступлении в институт иностранных языков надо задолго до вступительных экзаменов. Язык вмиг не выучишь. У многих институтов и университетов есть свои подготовительные курсы. Кто-то занимается с частными преподавателями, но родители далеко не всех абитуриентов могут себе позволить такую роскошь. Репетиторы, готовящие в лучшие инязы страны, берут от 30 до 100 долларов за полуторачасовой урок.

Конечно, готовиться надо обязательно в том вузе, куда вы собрались поступать. В разных институтах экзамены отличаются настолько, что не всякий преподаватель сдаст на “отлично” вступительный экзамен чужого учебного заведения. А экзамены, как правило, следующие: иностранный язык, русский язык и история России. Формы вступительных испытаний варьируются: тест или устный экзамен по иностранному языку; изложение, тест или сочинение по русскому; устный экзамен или тест по истории. А в некоторых институтах есть отдельный экзамен по литературе.

При поступлении смотрят на все: хорошее ли у абитуриента произношение, умеет ли он держаться на публике, владеет ли ораторскими приемами.



Терпение и немного латыни

Учиться от сессии до сессии в инязе не получится: язык пренебрежения не терпит. Так что если вы не готовы делать домашнее задание каждый день, лучше и не начинать. Количество человек в институтской группе обычно намного меньше, чем в других вузах, — 8—12 человек. Если народу больше, стоит задуматься о качестве образования.

Все основные дисциплины на факультетах, где готовят преподавателей иностранных языков, делятся на пять основных групп. За каждую группу отвечает определенная кафедра. Это кафедры фонетики, грамматики, стилистики, лексикологии или общего и частного языкознания (теория языка и основы лингвистики). Помимо этого в программу студентов педагогического факультета входят методика преподавания, психология и педагогика. На начальных курсах студенты, изучающие европейские языки, заодно штудируют и латынь. Также будущие учителя должны хорошо знать историю, культуру, экономику и географию страны изучаемого языка.

На старших курсах в некоторых институтах лучших студентов отправляют на стажировку за границу. Она может длиться от нескольких месяцев до года. Иные отличники месяцами расслабляются на побережье Средиземного моря или в туманном Лондоне, но по возвращении в родную альма-матер им все равно приходится сдавать сессию наравне с однокурсниками.

На четвертом или пятом году обучения студенты проходят педагогическую практику. Вариантов несколько. Большинство практикантов осваивают школы и неязыковые вузы, где впервые пробуют себя в работе с настоящими учениками. Те, кто уже до этого работал по специальности, могут пройти практику по месту работы. А некоторых особо талантливых на время практики берут к себе кафедры собственного института и дают возможность поучить первокурсников или, где есть такие отделения, студентов-иностранцев.

Как и все студенты, по окончании учебы завтрашние педагоги готовят диплом. Но в отличие от остальных инязовцы пишут и защищают его на иностранном языке. Диплом можно писать на любой из пяти основных кафедр. А в качестве госэкзаменов обычно сдаются иностранный язык (устно и письменно), методика, психология и педагогика (один экзамен).



Молодым везде у нас дорога

И вот, после всех лет зубрежки неправильных глаголов и морфем, преподаватель “выходит в люди”. А путей перед молодыми учителями сейчас открывается немало.

Во-первых, можно пойти работать в государственную школу. В них платят не густо, но для энтузиастов работа может оказаться интересной и живой. Тем более что здесь можно получить неоценимый опыт, без которого в других сферах образования делать нечего. Так что работа в школе может стать стартовой площадкой для молодого преподавателя. А некоторых работа в школе так затягивает, что они на всю жизнь остаются преподавать английский для 6 “Б”.

Существуют и частные школы, где учителя получают неплохие зарплаты. Но квалификация здешних преподавателей должна быть намного выше: бывшего троечника вряд ли примут в штат. Негосударственные заведения обычно ищут специалистов, уже имеющих опыт работы в сфере образования (тут-то вам и пригодится опыт, полученный в обычной школе).

Можно пойти работать на курсы, которых теперь пруд пруди. Есть курсы для школьников, студентов, бизнесменов… Выбор действительно огромный. Здесь от преподавателей требуют знания современных учебных пособий, определенных методик (своих для каждого вида курсов) и новых подходов. Если вы 20 лет назад окончили великолепный языковой вуз с одними пятерками, но с тех пор никак свою квалификацию не повышали, увы, работа на престижных курсах для вас скорее всего закрыта. И грамматика, и лексика языка меняются ежегодно — и высококвалифицированный преподаватель обязан за этими изменениями следить. Опыт работы тоже приветствуется и существенно влияет на зарплату. Сложность работы на курсах заключается и в том, что в отличие от вуза преподаватель зачастую ведет несколько аспектов языка “в одном флаконе”: и грамматика, и лексикология, и фонетика — все ложится на одни плечи.

Многие, еще будучи студентами, берутся за частные уроки. Одно занятие приносит студентам иняза и недавним выпускникам от 300 до 600 рублей в час. В расчет берутся возможности клиента и запросы самого учителя. Иногда ученики приходят домой к преподавателю, иногда наоборот — цена зависит и от этого. А бывает, что студенты преподают язык не школьникам или студентам, а бизнесменам, приходя к ним в офис. Боссы хотят подтянуть “бизнес-инглиш” или просто научиться “шпрехать” с заграничными партнерами. Безусловно, расценки на такие занятия совсем другие: от 500 рублей в час.

Выпускникам, завершившим учебу с красным дипломом и хорошо себя зарекомендовавшим, часто предлагают остаться работать в родном вузе. А кто-то идет в другие языковые институты. Зарплаты в сфере высшего образования не очень высокие, но вузовские преподаватели зарабатывают большие деньги, давая частные уроки абитуриентам, рвущимся попасть в списки студентов. За такие уроки цены несравнимо выше, чем за обычные занятия с каким-нибудь восьмиклассником: некоторые умельцы зарабатывают по 200 долларов в день. Безусловно, в институтах дополнительные уроки не афишируются, но деканы и ректоры закрывают на это глаза, понимая, что иначе потеряют весь преподавательский состав. А чтобы поднять официальную зарплату и повысить собственный престиж в среде коллег, неплохо получить научную степень: в сфере образования кандидаты и доктора очень ценятся.



“Hello, my name is...”

Преподают в России и выпускники заграничных лингвистических вузов. Одним из способов привлечения клиентов на многих курсах служат преподаватели — носители языка. Студенты на такую рекламу, как правило, покупаются, полагая, что это всегда наилучший вариант. Вариант действительно отличный в том случае, если иностранец на языке не только свободно говорит (что очевидно), но и умеет учить других. Ведь это отдельная специальность, точно так же, как и “русский язык для иностранцев”. Надо в совершенстве знать и русский язык, и методику преподавания. Спрос на заграничных педагогов растет: они работают в Немецком центре, Британском и Американском советах, на курсах, в частных школах. Зарплата у таких специалистов, как правило, высокая — ведь квалифицированный преподаватель-иностранец у нас не такой уж частый гость.






Партнеры