Россияне оседлали “японок”

4 февраля 2004 в 00:00, просмотров: 329

Попытка пересадить россиян на отечественные автомобили провалилась. Наши граждане наотрез отказались поддерживать родной автопром за свой счет. Хватит, наездились...

Хотя надо отдать должное чиновникам: они очень старались. Последнее повышение таможенных пошлин на “иностранцев” старше трех лет и переход на новые правила ввоза должны были повернуть россиян лицом к ВАЗу и его продукции. Частично ожидания правительства оправдались. От подержанных иномарок мы действительно отвернулись. Наверное, еще и потому, что в позапрошлом, 2002, году завезли их рекордное количество — более 600 тысяч машин. Теперь у наших автомобилистов — другая страсть: новенькие “иностранки”. Родной или совместной сборки.

В прошлом году был установлен своеобразный рекорд: на покупку новых российских авто наши граждане потратили около 4 миллиардов долларов, столько же — выложили за подержанные. А вот на приобретение новых иномарок не пожалели аж на 800 миллионов долларов больше.

В количественном отношении показатели выглядят не менее впечатляюще: в 2003 году в России было продано около 170 тысяч новых иномарок и порядка 80 тысяч машин, собранных на совместных производствах в России и Узбекистане. Если сравнивать с результатами 2002 года, рост получится более чем на 50%. Кстати, на тех же СП годом раньше было “слеплено” втрое меньше — всего лишь 24 тысячи автомобилей.

На этом фоне меркнут “достижения” родных автозаводов, которые в условиях рынка научились разве что повышать цены. АвтоВАЗ в 2003 году выдал на 0,4% меньше, чем в предыдущем. Сызранская “Рослада” снизила показатели на 33%. А в наступившем году ВАЗ вообще планирует выпустить 684800 автомобилей, что даже меньше прошлогодних “успехов”. У тольяттинских автомобилестроителей — своя стратегия по “окучиванию” россиян. Только кончился январь, а волжский гигант уже дважды поднял свои отпускные цены: по 2% в январе и феврале. Не лучше обстоят дела и на нижегородском ГАЗе, где производство легковых авто в прошлом году упало на 13,4%. Стабильно растет только выпуск микролитражек. В общем-то, если бы не правительственные усилия, песня российского автомобилестроения была бы еще печальней...

Секрет продажного успеха

Понять россиян, переметнувшихся к “иностранкам”, легко. За свои деньги хочется купить качество. А денег у наших граждан с каждым годом появляется все больше и больше: только официальный рост доходов-2003 составил 14,5%. Поэтому правило срабатывает вдвойне.

Самые умные и динамичные дилеры умело подстроились под колебания валют. Пусть евро бьет доллар по всем фронтам — торговавшие в долларах “в них” и остались. И не прогадали: в прошлом году азиатские модели в России побили все рекорды. А европейцы, которые пожадничали и проставили цены в евро, потеряли. Более всех проиграли продавцы “Фольксвагенов” и “Шкод”. Те же, кто торговал евромашинами за доллары, предлагали автомобили в среднем на 6% дешевле.

Но и отказавшиеся прогибаться по ценам в погоне за убегающими покупателями вынуждены были пойти на уступки. Многие иномарки теперь можно купить в кредит чуть ли не под нулевой процент, по которому сумма платежей в течение трех лет (стандартный срок) не превышает обычную цену машины в автосалоне. Кстати, именно продажа автомобилей в кредит без драконовских процентов стала главным секретом продажного успеха. С одной лишь оговоркой: иномарок в рассрочку на всех не хватает, и самые ходовые модели приходится ждать по четыре-шесть месяцев.

У тех, кто хотел купить комфортную машину подешевле, тоже был выбор. В России и СНГ уже несколько заводов выпускают пусть и не последний писк, но вполне достойные модели. Если учесть, что цена собранных в России иномарок существенно ниже “родных”, такие авто становятся еще более привлекательными.



И это только начало

Аппетит приходит во время еды. “Тойота”, к примеру, в этом году поставила перед собой новый рубеж — 30 тысяч машин. А как только продажная планка перевалит за 50 тысяч, готова построить завод на нашей территории. У других лидеров планы не менее амбициозные. “GM-АвтоВАЗ” собирается увеличить производство “Шеви-Нива” до 60 тысяч, а с 2005 года — наладить выпуск еще не менее 25 тысяч автомобилей новой модели “Шеви-Вива”. ЗАО “Форд Мотор Компани” — реализовать 22 тысячи “Фокусов” из Всеволожска, увеличив общее количество продаж до 30 тысяч.

Калининградский “Автотор” в 2003 году собрал 8415 машин — почти в полтора раза больше, чем годом ранее. На этот у них грандиозные планы — от 20 до 24 тысяч легковых автомобилей, в том числе “Хаммеры” и новые модели “БМВ”.

К концу 2004 года в Ижевске намерены совместно с южнокорейской “KIA Motors” начать выпуск автомобилей “KIA Spectra”. А уже через два с небольшим года рассчитывают выпускать до 120 тысяч автомобилей этой модели в год.

Есть еще “Автофрамос” в Москве, который всерьез намерен вернуть пошатнувшиеся ныне позиции “Рено” в России. Точные прогнозы делать опасаются после истории с банкротством “Москвича”, на территории которого работают.

Впрочем, все сюрпризы только действующими или широко известными компаниями не исчерпываются. Есть еще одна крупнейшая мировая автомобильная держава, которая рвется в Россию. Это... Китай. По некоторым данным, в Поднебесной в 2002 году было выпущено более 3 миллионов легковых автомобилей. Притом что потребность местного автомобильного рынка еще пару лет не будет превышать двух миллионов. Экспорт ежегодно растет в разы. И не надо думать, что китайские машины представляют из себя велосипеды с моторчиком. Джипы, выпускаемые совместно с концерном “Даймлер-Крайслер”, и пикапы, производимые по лицензии “Тойоты”, способны составить конкуренцию не только классическим или совместным иномаркам, но и нашим “десяткам”.

В прошлом году средняя цена новой иномарки в России выросла c 19400 до 21500 долларов. Однако россияне от них отказываться не собираются. А если уникальную терпеливость китайцев совместить с лизинговыми и кредитными схемами, да еще и дополнить автомобилестроительными мощностями, — нашему автопрому в его нынешнем виде мало что светит. Уже в ближайшие годы.






    Партнеры