Один против всех

В Германии прошел сеанс одновременной игры, в котором Владимир Крамник сыграл со сборной этой страны на четырех досках. Три немецких гроссмейстера — Рустем Даутов, Клаус Бишофф и Кристофер Лутц — сделали ничью, а самый опытный, Роберт Хюбнер, не устоял: счет 2,5:1,5 в пользу россиянина. Матч-сеанс организовала табачная компания, которая осенью этого года намерена провести в Швейцарии поединок Крамник—Леко на звание чемпиона мира-классика.

Даже великий Пеле вряд ли в одиночку справился бы, например, с футбольной командой “Спартак”. Не устоял бы, наверное, и Владимир Кличко, если бы на ринг против него вышло несколько боксеров. Шахматы — единственный вид спорта, где один человек в состоянии сражаться и обыгрывать одновременно двадцать, тридцать, а то и большее число противников...

В таких сеансах установлено множество рекордов. Так, в 2002 году на площади Революции в столице Кубы Гаване против 550 гроссмейстеров, мастеров и просто сильных шахматистов сражались 11 тысяч любителей, в числе которых был и сам Фидель Кастро. Предыдущее достижение принадлежало Мехико — 10 007 участников.

Гроссмейстер Горт в 1977 году в Рейкьявике провел сеанс на 550 досках. После 24 часов игры на его счету было 477 побед, 63 ничьих и всего 10 поражений. Между столиками он прошел 35 км, сбросив 4 кг веса. После каждого часа игры делалась пятиминутная пауза. Что касается результативности в сеансах-монстрах, то здесь рекорд принадлежит Капабланке: в 1922 году в Кливленде он сыграл одновременно 103 партии, из которых 102 выиграл и всего одну свел вничью. А Гарри Каспаров умудрялся с разгромным счетом побеждать в сеансах даже сборные стран, причем вполне цивилизованных: Швейцарию — 5,5:0,5 (1987 г.), Германию — 3:1 (1992 г.), Аргентину — 9:3 (1992 г.), Израиль — 7:1 (1998 г.).

А вот несколько смешных эпизодов. В 1951 году в Московском доме пионеров сеанс на 30 досках провел чемпион Англии международный мастер Роберт Вейд. Газеты всего мира сообщили о его результате как о своеобразном рекорде. Десять партий англичанин свел вничью, а остальные... пионерам проиграл. А вот Фишер однажды давал сеанс в тюрьме города Денвера. И на одной из досок обнаружил, что партнер украл у него ладью. “Если вы не поставите ее на место, — строго сказал шахматный король, — то я сообщу вашему начальству, и за такие махинации вам увеличат срок!” “Зря пугаете, — огрызнулся соперник. — Я приговорен к пожизненному заключению”.

В заключение счастливый случай. Виктор Корчной, оставшись в 1976 году на турнире в Голландии, стал невозвращенцем. Однажды ему предложили провести сеанс одновременной игры. Среди его участников была привлекательная дама, у которой на столе лежал томик Толстого “Воскресение”. Сеансер сделал вывод, что его партнерша владеет русским, и обменялся с нею несколькими фразами на своем родном языке. Впоследствии они не раз встречались друг с другом в сеансах, и в один прекрасный день Корчной обнаружил, что все его противники уже сдались, осталась одна Петра Лееверик. Тогда он предложил ей завершить партию дома. И вскоре этот дом стал для них общим...


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру