Перезагрузка

“В Москве у меня столько друзей, меня ждет такая теплая атмосфера, что зимний гардероб мне не потребуется”, — сказал президент Азербайджана Ильгам Алиев перед первой официальной поездкой в Россию в новом качестве. Формально визит начинается в пятницу. Но уже в четверг Ильгама Гейдаровича ждет первая непротокольная встреча — Владимир Путин с женой пригласили первую пару Азербайджана к себе домой на частный ужин.


“Лучше поздно, чем никогда” — эта избитая мудрость точно определяет характер российско-азербайджанских отношений. Почти все 90-е годы Кремль именно к Баку пытался относиться с позиции силы. Не секрет, что на переговорах с Гейдаром Алиевым, великим отцом нынешнего президента, министр обороны Грачев, также известный как Паша-“Мерседес”, не нашел ничего умнее, чем в открытую угрожать: “При необходимости армянские танки через два часа будут в Баку”. Азербайджан в течение нескольких лет подвергался жесточайшей транспортной блокаде. Совершенно противозаконно, но на государственном уровне в воюющую с Азербайджаном Армению поставлялось оружие на миллиардные суммы. Российские компании под давлением собственного правительства должны были отказываться от выгодных разработок нефтяных месторождений на Каспии.

Происходило это безумие, несмотря на то что Азербайджан был, есть и будет ключевой республикой Закавказья. И определяется это не только большими запасами нефти — в 2006 году Азербайджан должен выйти на уровень добычи 50 млн. тонн в год. Баку — ключевая точка и для транспортных потоков, и для геополитических раскладов.

Сейчас понимание, что в прошлом было допущено, мягко говоря, много ошибок, потихоньку становится общепринятым. К счастью, несмотря на тяжелейшие испытания, на взаимные обиды, удалось сохранить фундамент отношений. Да, с одной стороны, Гейдар Алиев не пустил российские базы в свою страну, не вступил в Договор коллективной безопасности. Но с другой — он сохранил в Габале нашу важнейшую радиоэлектронную станцию, обеспечивающую безопасность всего южного направления. В Баку не закрылось ни одной русской школы, высшее образование можно легко получить на русском языке. В Азербайджане транслируется российское телевидение и выходит множество русскоязычных газет. Для сравнения: на территории нашего политического союзника Армении в “допутинский период” оставалось всего две русскоязычные школы, да и то на территории военных баз.

Очевидно, что новый этап во взаимоотношениях с Баку начался сразу после появления в Кремле Владимира Путина. Он лишен жестких предубеждений своего предшественника. Множество бессмысленных и глупых ограничений было снято. Азербайджанская сторона, в свою очередь, резко ужесточила режим для “чеченских беженцев”. В отличие от Грузии сразу после взрывов в Москве Азербайджан перестал быть “тыловой базой боевиков”. В Кремле это было замечено, и поэтому, например, вопрос о визовом режиме между двумя странами с тех пор не поднимался.

За 90-е годы в отношениях между соседями было много упущено, особенно в экономике. По-прежнему остается нерешенной главная проблема — карабахское урегулирование, по-прежнему 20 процентов территории Азербайджана оккупировано. В стране более миллиона беженцев. Для прикаспийского государства это тяжелейшая ноша. Честно говоря, ясных вариантов решения, на которые могли бы пойти обе стороны — и Азербайджан, и Армения, — пока не просматривается.

Нынешний визит азербайджанского лидера в Москву имеет шансы стать определяющим на несколько лет вперед. Шансы на успех велики как никогда, потому что в нем заинтересованы обе стороны.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру